Проповедь протоиерея Георгия Климова в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28.08.2018

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим церковным двунадесятым праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня Святая Церковь вспоминает события священного предания о том, как Пречистая прешла от земли на небо. Дева Мария, получившая известие от Архангела Гавриила за три дня до Своей блаженнейшей кончины, созвала апостолов, чтобы они погребли Ее пречистое тело. Апостолы, находящиеся далеко от Иерусалима, рассеянные по всему лицу земли, были чудесным образом на облаках небесных доставлены в Гефсиманию, где пребывала Божия Матерь. После того как Она отдала Богу Свою пречистую душу, разлучилась с телом, апостолы погребли Ее в пещере, а через три дня, когда появился апостол Фома, который не был на погребении, и пещеру открыли, оказалось, что во гробе тела Пречистой нет.

Важно еще и другое: в момент самого Успения Девы Марии явился Господь и взял Ее пречистую душу к Себе на руки. Этот момент запечатлен на иконе Успения Божией Матери: мы видим Спасителя, стоящего с младенцем на руках, – так символически изображается душа Пречистой. Но поскольку в погребальной пещере не было найдено Ее тело, древнейшее церковное учение говорит о том, что Божия Матерь воскресла, то есть Ее плоть соединилась с душой, и сейчас Она на небесах пребывает вместе с плотью.

На иконе Успения мы видим Спасителя с младенцем на руках – так символически изображается душа Пречистой. По церковному учению, Матерь Божия воскресла и пребывает на небесах.

Это великое торжество православия. Это свидетельство того, к чему призван всякий верующий человек. Да, Божия Матерь – это исключение, Она «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Но Она была человеком, во всем подобным нам, первородный грех коснулся и Ее естества. Если бы этого не было, Она бы не сказала Елисавете, прославлявшей Ее как Пречистую Божию Матерь: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Святитель Игнатий Брянчанинов говорит так: если бы Божия Матерь не нуждалась в спасении, Она бы никогда не назвала Бога Своим Спасителем. Спасителем называет Бога только тот, кто должен быть спасен, и в первую очередь именно от греха, от проклятия греховного.

Сегодняшний праздник для каждого из нас – это великий урок, великий идеал того, как призывается жить верующий человек. Наивно предполагать, что Божия Матерь после того, как Господь вознесся на небо, сидела сложа руки где-то в келье, читала книги, молилась и ничего не делала, нет. И древнейшие церковные учителя и позднейшие подвижники благочестия, которые всю жизнь молились Пречистой перед Ее иконами, говорили о том, что Божия Матерь несла по жизни величайший подвиг после Вознесения Господа. Богородица им открывала очень много и о Себе, и о судьбах мира.

Праздник Успения – это великий урок, идеал того, как призывается жить верующий человек. Подвиг Богородицы не только в проповеди и благовестии, но и в Ее величайшем терпении.

Ее подвиг – это не только проповедь и благовестие, но и величайшее терпение, которое Божия Матерь являла. А Ей было что терпеть, потому что мир, лежащий во зле, ненавидел Деву Марию, всячески проклинал и старался сделать так, чтобы погубить Ее, чтобы даже имя Ее было забыто всеми. Повествование об Успении Божией Матери говорит, что в момент Ее погребения дышащие страшной злобой иудеи хотели опрокинуть Ее одр, а один из них подбежал к погребальной процессии, чтобы сбросить тело Пречистой, но руки его, коснувшиеся одра, были сразу отсечены ангельской силой.

Это все, можно сказать, и составляло подвиг Божией Матери. На самой заре евангельской истории праведный Симеон предрек Пречистой: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Чаще всего эти слова старца понимаются толкователями как слова о грядущей Голгофе. Но с другой стороны, вся жизнь Девы Марии была действительно именно переживанием того, как оружие проходило сквозь Ее сердце и душу. Оружием в древности называли стрелы, дротики, кинжалы, копья, которые пронзали тело человека.

Марфа и Мария явили заботу, которую должен проявлять всякий верующий о Господе. Богородица одна смогла объединить в Себе величайшие подвиги служения Богу – телесный и душевный.

Но Божия Матерь терпеливо несла Свой крест и поэтому сподобилась величайшей святыни – Воскресения вместе с Сыном Своим. Каждому из нас Она оставляет урок смирения, урок терпения, урок послушания, урок слышания и слушания слова Божия. И неслучайно мы с вами слышим за богородичными зачалами Евангелие о Марфе и Марии, сестрах воскресшего Лазаря Четверодневного. Они явили всему миру именно ту заботу, которую должен проявлять всякий верующий о Господе. Марфа служила Христу и апостолам делом, пеклась неленностно об их трапезе и отдыхе, Мария всей душой стремилась к слышанию и разумению Божественного слова, она сидела при ногах Иисусовых и неотрывно слушала Его.

Богородичные зачала посвящены по сути дела подвигу Божией Матери, потому что как никто другой, исключительно Она одна смогла объединить в Себе два этих величайших подвига служения Господу – телесный и душевный.

Верующему человеку также знакомо чувство, когда оружие проходит сквозь душу: общаясь с ближними нашими, мы нередко испытываем нечто подобное. Как будто кинжал в спину вонзили – так иногда говорят в народе. Но мы знаем, как ведет себя Божия Матерь, и посмотрим, как ведем себя мы.

Постоянная молитва и память о смерти, которые имела Божия Матерь, помогают человеку вести себя достойно, не отвечать злом на зло, не поддаваться на провокации.

Да, действительно, Божия Матерь страдала из-за Сына Своего. Но ведь очень много матерей страдают из-за детей своих. А поскольку дети наши – это неисключительные, несвятые люди, они часто объединяют в себе начала и нравственное и безнравственное. И матери и отцы страдают по причине того, что дети им прободают, как оружием, сердца той болью, той злобой, тем равнодушием, той ненавистью по отношению к ним, к родителям. И что здесь делать? Как быть? Как нести этот крест? Вот вопрос.

Глядя на Пречистую, мы понимаем, что искренняя молитва и, самое главное, памятование о смерти, которое постоянно имела Божия Матерь, дают возможность человеку вести себя достойно. Если человек помнит о смерти – не о том, что ему предстоит умереть, а о том, что открывается для него как для верующего человека за гробом, то он будет вести себя подобающим образом. Он не пустится в ответную ненависть, агрессию, злобу, он не даст себя спровоцировать на такую реакцию, которую ожидает мир, и часто в лице именно наших детей.

И если мы будем находить в себе силы для этого, то, конечно, мы будем подходить к тому таинству, которое мы называем таинством вечности, смерти, приготовленными хотя бы немного подобным образом, как делала Пречистая Дева. В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, будем молиться Ей, чтобы нам никогда не забывать о том, что нас ждет и что ради этого стоит потерпеть.

Сегодняшним днем заканчивается Успенский пост, и мы можем вкушать абсолютно всякую пищу, и скоромную и нескоромную, какая только есть на столе. В народе непонятно откуда существует поверие, что в день Успения Божией Матери мы постимся, но, согласно церковным канонам, поста в этот день нет. В праздник Успения мы прославляем больше не смерть Божией Матери, а Ее воскресение. Неслучайно праздник Успения называют малой Пасхой. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей

Богородицы и Приснодевы Марии,

 

 28.08.2018

Дата последнего изменения: 17.09.2018