Проповедь протоиерея Георгия Климова в праздник Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 11.09.2018

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя! Строгий пост в праздник многим людям кажется неуместным.

Но, памятуя о словах премудрого Соломона: «День смерти лучше, чем день рождения», – мы утверждаем, что для праведника сугубый пост действительно великое благо. Неслучайно и апостол Павел, рассуждая о своей смерти, говорил, что хочет разрешиться и со Христом быть (см.: Флп. 1, 23).

Тем, что сподвигает праведника к желанию наконец-то покинуть этот мир, является неизреченная любовь ко Господу. Потому что человек, находящийся в рамках земного бытия, понимает, что ограничен своим естеством, плотью и не в состоянии полностью соединиться с Богом, Которого любит.

Говоря об Иоанне Крестителе, мы не можем не вспомнить слов нашего Господа, сказанных Им однажды народу: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Но что это значит?

Любовь ко Господу вызывает у праведника желание покинуть этот мир, так как в рамках земного бытия человек ограничен естеством и не может полностью соединиться с Богом.

Мы привыкли смотреть на Иоанна Крестителя как на великого подвижника благочестия: его подвиг не сможет, наверное, повторить никто никогда, потому что его пост, молитвы, проповедь народу Божиему были исключительнейшим явлением в истории всего человечества. Но если Господь говорит об Иоанне Крестителе такие слова, то Он знает нечто большее, что может явно не открываться для нас. А этим большим является та любовь пророка Иоанна, которую он имел ко Христу. Поэтому Господь говорит о нем, что из рожденных женами не восставал больший, за исключением, конечно, Пречистой Девы Марии. Она любила Господа всем сердцем и умом, и всем разумением Своим как никто другой. Но второй святой человек, который может быть прославлен именно в этом отношении, это Иоанн Креститель.

Cегодня Святая Церковь, прославляя Крестителя, указывает нам на его честную главу. С одной стороны, евангельское повествование открывает нам, что Иоанн Креститель пострадал как бы и не за Христа: он обличал нечестивую Иродиаду, вступившую в сожительство с царем Иродом Антипой, который ради этой женщины развелся с женой и посадил ее в крепость, в темницу, чтобы она не мешала ему жить. Креститель обличал Ирода и Иродиаду, и настолько голос его, голос праведника, был ненавистным для них, что они захлебывались злобой. Как только Иродиаде представилась возможность получить все, что она пожелает, даже пол-имения царя Ирода, она сказала, что хочет только одного – смерти Иоанна Крестителя. Так велико было ее желание сделать так, чтобы голос пророка не обличал ее совесть, чтобы он не мешал ей жить так, как ей хочется.

Любое обличение человека в неправедности является свидетельством о Христе. Поэтому мы говорим, что Иоанн Креститель претерпел мученическую кончину за Христа.

Поскольку мы прославляем Иоанна Крестителя, который обличил эту блудную связь, мы можем сказать, что любое обличение человека в неправедности есть своего рода свидетельство о Христе. И поэтому мы говорим, что Креститель поплатился жизнью за Христа, мы абсолютно точно можем это утверждать.

А с другой стороны, мы смотрим на Ирода, одурманенного вином, который пообещал девушке, плясавшей перед ним полуголой, даже до половины своего царства. Он дал такую страшную клятву, что не смог преступить ее: когда дочь Иродиады попросила главу Иоанна Крестителя на блюде, царь удивился и опечалился, но все же пошел на убийство пророка.

Неслучайно сегодня Святейший Патриарх говорит о том, какой вред наносит вино человеку, человеческому естеству, и призывает нас быть внимательными. В одном из Посланий апостол Павел обращается к верующим со словами: «Не упивайтесь вином, потому что в нем блуд» (см.: Еф. 5, 18). Казалось бы, связь здесь неочевидная, но те, кто страдает этим недугом, признаются и свидетельствуют о том, что связь есть, и самая непосредственная. И нельзя забывать о другом: за страстью винопития и наркомании, как и за страстью блуда, стоит всегда лукавый дух, бес, который нападает на обезоруженную страстями душу, начинает вить из нее веревки, и человек часто бывает не в состоянии бороться со страстью, она сильнее человеческого естества.

Душа человека предназначена для любви и не может без нее, но единственным сокровищем, для которого создано сердце и которое оно должно любить, является Бог.

Люди часто приходят в церковь с вопросом: как помочь тем, кто страдает грехом винопития? Как избавиться от этой страсти? Конечно, молитвой, коленопреклонением, хождением в храм, воздержанием. Но это длится какой-то определенный промежуток времени, а потом человек опять впадает в этот страшный недуг.  В чем тут дело?

Здесь, наверное, уместно поставить вопрос: почему человек ищет возможности выпить, или уколоться, или впасть в какую-то другую страсть? Надо сказать, что душа человека создана для любви и не может без нее. У каждого из нас в сердце есть сокровище, обращаясь к которому, мы получаем глубокое удовлетворение, становимся счастливыми. Но Господь дал нам заповедь: не сотвори себе кумира, то есть единственным сокровищем, для которого создано сердце и которое оно должно любить, является Бог. И если в жизни верующего человека это не так, то рано или поздно сердце потребует удовлетворения через какую-то страсть. Именно по этой причине люди часто ищут удовольствие в бокале вина, затем в чем-то покрепче. А потом уже отвязаться не могут.

Когда восхочет человек Господа полюбить и начнет делать первые шаги на пути к любви Божественной, из его сердца вытеснится страсть, потому что в него вольется любовь.

Иными словами, чтобы избавиться от страсти винопития, или наркомании, или любой другой страсти – всего того, что держит нас, как в железных цепях, – нужно взмолиться Господу о том, чтобы Он дал возможность нашему сердцу по крайней мере восхотеть Его возлюбить. Потому что любой человек, который страдает страстью, не любит Господа, не может Его любить. Он может фантазировать о том, что Его любит, но истинной любви нет.

И когда восхочет человек Господа полюбить и начнет делать первые шаги на пути к любви Божественной, из его сердца вытеснится страсть, потому что в него вольется любовь Божия, которая будет сердце удовлетворять, приносить счастье и блаженство. Тогда человек не будет нуждаться больше ни в каких духовных суррогатах, которыми являются страсти, а ведь ими страдает все современное человечество и многие из нас, конечно.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, особенно желаем, чтобы в наших сердцах раздавались молитвы Иоанну Крестителю, чтобы он как проповедник истинного покаяния научил нас каяться и обновлять свое естество, а значит отказываться от ветхого человека и облекаться в нового, который способен любить и любит нашего Господа Иисуса Христа.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в праздник Усекновения главы Пророка,

Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,

 11.09.2018

 

 

Дата последнего изменения: 25.09.2018