Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.08.2018

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с великим двунадесятым церковным праздником Преображения Господня! Святая Церковь сегодня вспоминает величайшее событие не только в евангельской истории, но и в истории всего человечества (см.: Мф. 17, 1-9).

Величайшим оно является в силу того, что являет нам ту славу, к которой призван человек. Потому что и Господь наш Иисус Христос был истинным человеком и явил каждому из нас, какой свет и какое блаженство ждет всякого верующего, который очищается от греховной скверны, старается исполнять заповеди Божии, устремляется в Царство Небесное.

Евангелие от Луки неслучайно говорит нам о том, что Господь собрался взойти на гору помолиться: Преображение свершилось именно в момент молитвы. Как только преобразился Господь, явились Ему пророки Моисей и Илия. Они явились не только для того, чтобы засвидетельствовать своими пророчествами и праведным образом жизни приход Господа, но чтобы непосредственно беседовать со Христом о том конце, который Он намеревался совершить в Иерусалиме, то есть о Его крестных страданиях, о Голгофе, о смерти, о погребении и о трехдневном воскресении.

Истинное преображение человеческой личности достижимо только на путях крестоношения, молитвенного, жертвенного подвига исполнения Божественной воли.

И в силу этого мы можем сказать, что истинное преображение человеческой личности достижимо бывает только на путях крестоношения, молитвенного, жертвенного подвига исполнения Божественной воли. Христос исполнил волю Бога Отца. Неоднократно в Евангелии мы читаем Его слова: «Я пришел, чтобы совершить волю пославшего Меня Отца» (см.: Ин. 5, 30). Это важное свидетельство Господа для каждого из нас: только через исполнение Божественной воли человек может спастись или преобразиться.

Задумаемся: а какую волю мы чаще всего исполняем? Скорее всего, это воля не Божественная. Мы свою волю чаще всего называем волей Божественной и пытаемся ее исполнять, утешая себя мыслями о том, что мы исполняем волю Бога. Но мы смотрим на себя и понимаем, что никакого преображения в нашей жизни не происходит. Мы часто бываем противны даже сами себе, не то что нашим ближним.

И иногда человеку кажется: вроде, приступаю к Церковным Таинствам, читаю молитвы, пощусь, но не происходит никакого движения вперед, только движение назад. И ближние часто не просто свидетельствуют нам, они буквально со злобой выплескивают на нас обидные слова о том, что если бы в Церкви вашей было что-то действительно дающее преображение, то вы бы себя так не вели по отношению к нам. Мы часто это списываем на то, что бес их попутал, что они не знают на самом деле, что происходит в Церкви. Но так ли это? Может быть, жизнью своей мы свидетельствуем о том, что никакого преображения в нашей жизни нет?

Какую волю мы исполняем? Мы чаще всего свою волю называем волей Божественной и пытаемся ее исполнять, утешая себя мыслями о том, что исполняем волю Бога.

Тогда поставим вопрос: а что нужно человеку сделать, чтобы начать преображаться? Что от нас хочет Господь, почему Он говорит, что нужно исполнить Его волю и заповеди?

Посмотрим внимательно на себя: наверное, мы понимаем, что никакого преображения не может произойти в нашей жизни, если нам и так хорошо. Все, что окружает нас, вполне нас устраивает, и мы видим, что с течением времени достаток, комфорт, уют, благоденствие приводят нас в состояние юродства духовного, если можно так сказать. Нам становится безразлична духовная жизнь, молитва, пост, мы делаем это через великое напряжение, без желания. Но еще делаем, потому что знаем: вроде, в этом воля Божия.

А Господь говорит: исполняйте заповеди Мои. Он посылает нам скорби, и болезни, и какие-то обстоятельства жизни, которые заставляют нас страдать. И можно смело утверждать: только через страдания, именно через способность в этом страдании возвыситься над обстоятельствами и засвидетельствовать желание быть с Богом, умения сказать себе: «Я не буду участником всей той «каши» зла, которая меня окружает, я выше этой злобы, раздражительности, осуждения», – через смирение, в которое приходит душа, она начинает преображаться, просвещаться благодатным светом евангельским и нести в мир этот свет.

Только через страдания, через способность человека возвыситься над обстоятельствами и показать желание быть с Богом, через смирение душа начинает преображаться.

В праздник Преображения Господня для верующего человека в простоте сердца было бы хорошо почаще пытаться «поставить себя на место»: посмотреть, кто его окружает, так ли его ближним хорошо оттого, как он себя ведет, исполняет ли он истинную волю Божию.

Пророки Моисей и Илия, явившиеся Христу на горе Преображения, пришли для того, чтобы утешить Господа. Все Свое общественное служение Господь постоянно, целеноправленно готовил Себя к Голгофе. Все Его мысли, все Его думы, напряжение сил были направлены исключительно на то, чтобы на Голгофу взойти. И Гефсиманское моление о чаше накануне Распятия свидетельствует о том, как непросто Богочеловеку давалось это. Незадолго до Преображения Господь сказал апостолам: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49). Вот это томление, ожидание страшного часа от Господа требовало неимоверных усилий. И необходимо было явление пророков Моисея и Илии, которые свидетельствовали о том, что по-другому быть никак не может.

Мы знаем, что пророки явились и ученикам. Апостол Петр испытал райское блаженство и выразил это в словах: Господи, хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). Многие святые толкователи отмечают важность этого эпизода Евангелия. Апостолы, которые были со Христом, слышали от Него уже неоднократно, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, много там пострадать и быть убиту. И они ожидали, что нечто подобное ждет и их. Страшная, мощная волна скорби начинала их уже захлестывать, и чуткий апостол Петр понимал это.

На горе Фавор ученики должны были уразуметь грядущее вольное страдание Господа, исполнение Им воли Бога Отца. Господь взошел на Голгофу, чтобы открыть людям рай.

И он говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть», – по очень простой причине. В этих словах заключается вопль Петра: «Господи, не надо ходить в Иерусалим, можно остаться здесь. Мы чувствуем себя уже как в раю, зачем совершать все это?». Но Господь пришел именно для того, чтобы этот рай даровать человеку. А апостолам как откровение, как образ в Преображении Он явил, что их ждет. Но рай может ждать человека только в одном случае: если Господь взойдет на Голгофу.

В кондаке сегодняшнего праздника есть слова, помогающие нам понять смысл происходящего на горе Фавор: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние». Ученики должны были уразуметь вольное страдание Господа за людей, исполнение Христом воли Бога Отца. Вот теперь все встает на свои места.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с этим великим двунадесятым праздником! Желаем всем нам иметь это желание – преображаться на истинных путях исполнения заповедей Божиих, которые даются нам исключительно по Его благой и спасительной воле.

Аминь!

 Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,

 19.08.2018

Дата последнего изменения: 21.08.2018