Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 12.08.2018

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя предлагает нам евангельское зачало – притчу о двух должниках, которую Спаситель рассказал Своим ученикам и апостолам (см.: Мф. 18, 23-35).

Тот, кто пытается подвизаться в православии, кто чает спасения и воскресения мертвых, знает, что войдет в царствие Божие, если только очистит свою душу и тело. Поэтому притча о прощении должников является, наверное, главнейшим учением о спасении человека. Ведь если по милосердию Своему Господь не простит нам грехи или долги, которые обязательно есть у нас и от которых нам никуда не деться, мы не сможем спастись.

Притча неслучайно предлагает нам образы двух должников. Один был должен царю 10 000 талантов, другой должен был 100 динариев тому, кто должен был царю. Суммы несопоставимые, поскольку талант – это огромная денежная единица в ветхозаветном Израиле, которую составляли 10 000 динариев. Иными словами, на языке притчи должник царю должен был всю свою жизнь отдавать долг. Даже трудно себе представить, как в такой долг можно было попасть. Если среднестатистический заработок ветхозаветного иудея составлял 10 динариев в месяц, как можно было задолжать 10 000 талантов? Но притча – это иносказание. И мы должны понимать, что только жизнь может быть сопоставима с этой суммой, поскольку ничем абсолютно мы не сможем отплатить Господу за то, что Он даровал нам чудо, которое называется жизнь, она бесценна.

Притча о должниках – это иносказание. Только жизнь сопоставима с суммой долга в 10 000 талантов, поскольку мы ничем не можем отплатить Господу за этот дар – чудо жизни.

Второе евангельское зачало, которое мы сегодня слышали, посвящено мученику Иоанну Воину. Оно напоминает нам очень важные слова Господа: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Можно весь мир приобрести и через это погубить душу для вечной блаженной жизни. Какой смысл тогда жить?

Притча о должниках заканчивается очень внятными, четкими, конкретными словами, которые являются исчерпывающим ответом на вопрос: что нужно делать человеку для того, чтобы спастись? Конечно, все мы много раз эти слова слышали, но, к сожалению, не обращали на них внимание, потому что заняты были совершенно другим. Притча говорит, что тот, кто не смог простить своему должнику малого долга, был посажен не в темницу даже, а во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Господь завершает притчу такими словами: Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35).

Мы видим, что «эпицентр» мыслей евангельских падает на сердце. Если от сердца не простишь, значит не спасешься: так Отец Небесный поступит с тобой, как поступил Он с должником, не могущим простить. Но задумаемся: кто умеет прощать от сердца? Так прощать, чтобы действительно сердце чувствовало, что человек уже свободен по отношению к тебе. Ты не имеешь к нему никаких притязаний, не чувствуешь осуждения, раздражения против него, огорчений по его поводу. Но как это сложно сделать!

«Эпицентр» мыслей евангельских падает на сердце. Если от сердца не простишь, не спасешься: Отец Небесный поступит с тобой так же, как с должником, не могущим простить.

Часто на исповеди мы говорим об этом: я всем умом понимаю, что должен простить, но не могу ничего сделать со своим естеством и сердцем, не прощаю обидчика. Сердце огорчается, замыкается в себе, захлебывается злобою. Нелицеприятная нам заповедь дана: не простишь от сердца, не спасешься. Как быть?

И опять мы возвращаемся ко второму евангельскому фрагменту: Господь неслучайно обращает наше внимание на мир, приобретаемый нами. Все наши огорчения, беды, злобы по отношению к ближнему, которые мы не можем ему простить, происходят чаще всего по одной причине: мы пытались что-то приобрести. Не обязательно что-то материальное, это может быть что-то духовное или душевное, но ближний встает на нашей дороге к этой цели и мешает нам, поэтому мы его не прощаем.

А Господь призывает нас отречься от всего, то есть сердцем не прикипать ни к чему. Сердце не должно быть приращиваемо к тому богатству условному, которого мы ищем, которое, как нам кажется, обещает счастье. Ведь мы же к счастью тянемся, нам так хочется, чтобы все в нашей жизни было хорошо. И Господь говорит: если ты хочешь быть счастливым в этом мире, сделай так, чтобы ни от чего не зависеть, зависеть только от Бога, Который есть Жизнь и источник Жизни, Который есть Любовь и источник Любви. Ведь счастье – это любовь, когда ты любишь и тебя любят. Поэтому притча о должниках по-особому еще и еще раз нас настраивает на отношение ко всему тому, что нас окружает в этом мире.

Часто мы не прощаем ближнего, потому что он мешает нам что-то приобрести на пути к цели. Но истинное счастье – это умение человека ни от чего не зависеть, только от Бога.

Святая Церковь предлагает нам эту притчу накануне Успенского поста, и все говорит нам, чтобы этот небольшой срок – две недели – мы все-таки посвятили стремлению познать, раскрыть себя, увидеть, к чему способно, а к чему неспособно наше сердце. Страсть осуждения управляет в мире всем человечеством и каждым из нас по отдельности. А по учению Церкви, страсть нельзя просто взять и отбросить, отказаться от нее, сказать: больше в моей жизни ее не будет, – она выше и сильнее человеческих сил и естества.

Помочь нам побороть эту страсть, избавиться от нее, исправить ее может только дар Божественной благодати и Божественной силы, который мы черпаем в Церкви Христовой. Нет никаких других в этом мире источников, которые могли бы нам сообщить для борьбы со страстями особую силу. Поэтому особенно в посты Святая Церковь призывает нас участвовать в церковных таинствах, дающих нам этот источник силы, который мы называем благодатью.

Всем вам, дорогие братья и сестры, желаем неленностного подвизания во дни Успенского поста. Этот пост короткий, но часто бывает так, что в нем в каком-то смысле концентрируется все то зло, которое нас окружает, и требуется от нас великое напряжение духовных сил, чтобы быть с Господом. Помощи Божией всем вам на этом поприще!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 11-ю по Пятидесятнице,

05.08.2018

 

Дата последнего изменения: 15.08.2018