Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери. 05.08.2018

Всех вас, с воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с чествованием икон Божией Матери «Почаевская» и «Всех скорбящих радость». Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватого отрока (см.: Мф. 17, 14-23).

Событие это произошло после горы Преображения, где со Христом были столпы апостольские – Петр, Иаков, Иоанн. А прочие апостолы оставались у подножия горы Фавор, и к ним подошел человек, который попросил исцелить его сына, бесноватого отрока-лунатика, как говорится в Евангелии от Матфея. Из просьбы отца больного отрока к Господу мы видим, что апостолы не смогли это сделать.

Господь исцеляет бесноватого отрока. Согласно Евангелию от Марка, Христос упреждает его отца словами: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9, 23). То, что совершает Господь, и те слова, которые Он произносит, вызывают недоумение апостолов, и после того как отрок был исцелен, они спрашивают Христа: «Почему мы не смогли это сделать?»

Апостолы спрашивают Господа, почему они не смогли исцелить бесноватого отрока, и получают ответ: «По неверию вашему». Эти слова Христа имеют для нас колоссальную важность.

Они не понимают, почему? Ведь Господь уже задолго до этого события им дал власть недуги исцелять и бесов изгонять, и они уже неоднократно это делали, но сейчас не смогли. А Господь говорит им: По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20). Не надо сомневаться. А потом добавляет: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Эти слова, которые Христос произносит перед апостолами и для апостолов, а в их лице, конечно, для всякого верующего человека, имеют для нас колоссальную важность.

Что имеет в виду Христос? Да, действительно, здравомыслящий человек, глядя на стоящую гору, понимает, что невозможно ее сдвинуть. Тем более какими-то словами или молитвами. Он понимает, что это законы мира, бытия, которые не подвергаются никакому изменению. И поэтому часто, когда человек пытается что-то сдвинуть с мертвой точки, в основе этого делания лежит его неуверенность в том, что он это сделает, и, напротив, уверенность в том, что он это не сделает. И это называется неверием, а ведь духовная жизнь – это на самом деле постоянная попытка сдвинуть горы, которые стоят на твоем пути в Царство Небесное.

Если человек начинает дело, не веря в результат, то оно обречено на неудачу. Духовная жизнь – это постоянная попытка сдвинуть горы, стоящие на твоем пути в Царство Небесное.

И когда мы пытаемся Господа просить о чем-то, что представляется нам невозможным, что можно только чудом исправить, разве мы не полагаем в основу своей молитвы, своего убеждения, своего мироощущения такое же неверие в то, что это произойдет? Я сделаю то, что мне говорит заповедь, но я знаю, что ничего не изменится в моей жизни. Именно против такого отношения к своей жизни, к своему спасению восстает Господь. Он говорит: по неверию вашему действительно ничего не происходит.

Поставим вопрос: откуда это неверие рождается, из-за чего оно? Евангельское повествование отчасти помогает нам понять, с чем оно связано, – это падшие духи. Святитель Феофан Затворник, рассуждая над этим текстом, поставил вопрос ребром: если человек не постится и не молится, можно ли думать, что за таким человеком стоит бес? И ответил однозначно: да, можно, но только бес явно не проявляет себя. Он примешен к духовной жизни человека, «интегрирован» в него злой энергией, но до поры до времени сидит и ждет удобного случая. А эти удобные случаи происходят в нашей жизни достаточно часто.

Неверие связано с падшими духами. Если человек не постится и не молится, то за ним стоит бес. Он примешен к духовной жизни человека, даже если внешне пока не проявляет себя.

В новолуние бесновался отрок-лунатик, то есть как только луна приходила в последнюю фазу, начинала возрастать, на этого мальчика нападал бес. Святые толкователи практически все как один говорят: здесь лукавый клевещет на творение Божие, потому что луна не может вызывать в человеке такие состояния, которые мы называем беснованием. Однако бес представляет это так, как будто луна влияет на болящего.

А разве в нашей жизни не происходит так? Пусть это будет не луна. Это может быть болезнь, это может быть ближний, вставший на нашем пути, вызывающий в нас раздражительность, гнев, осуждение. Подседает лукавый к нашему уму и сердцу и всеми силами пытается доказать, что мы-то хорошие, адекватные люди, духовные, а он такой-сякой, и вот из-за него все неудачи в моей жизни.

Это такое тонкое, на гордости нашей паразитирующее, беснование. Но ведь это еще клевета на творение Божие. Господь неслучайно говорит, что Он есть в каждом нашем ближнем. Увидеть в ближнем Христа – значит спастись. И тогда оказывается, что очень много зависит от нашего духовного настроения, вся наша жизнь определяется этим. Именно потому, что с нами бес, нам так часто неприятно, скучно, невесело жить, и в этом заключается наша проблема.

Лукавый дух паразитирует на нашей гордости, пытаясь доказать, что мы хорошие, духовные люди, а причины наших неудач – это внешние обстоятельства, болезни, негодные ближние.

И жизнь церковная свидетельствует о том, что люди, оказываясь в одних и тех же обстоятельствах, часто очень непростых, но под разными призмами восприятия, то с бесом, то без него, по-разному оценивают эти события. Допустим, нападает тяжкая болезнь на обычного человека и такая же абсолютно болезнь на святого человека. Обычный человек скажет: «Господи, за что же Ты меня так наказываешь?». А святой человек скажет: «Господи, за что же Ты меня так милуешь?». Вот и вся разница. Потому что со святым нет беса.

И главный вопрос: как избавиться от этого, как вывести не беса, а себя на чистую воду? Господь говорит: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Он эти слова говорит апостолам, хотя они, конечно, и постились, и молились, и веру имели, но чего-то недоставало им. Можно, с одной стороны, сказать, что им недоставало веры истинной, поста истинного и молитвы истинной, которые направлены исключительно на то, чтобы Христос вошел в нашу жизнь. То есть если ты веришь, молишься и постишься для чего-то другого, то тогда все обнуляется в твоей жизни, становится бессмысленным.

Истинные вера, пост и молитвы направлены исключительно на то, чтобы Христос вошел в нашу жизнь. Если цель наших поста и молитвы другая, то все становится бессмысленным.

Но слова Христа обращены еще и к тому, кто просит. В церковной жизни часто бывает так, что человек с бухты-барахты, когда жизнь ударит его очень сильно, приходит в храм и начинает не простить, а буквально требовать от Церкви, чтобы она ему помогла, «потому что вы же сами заявляете, что у вас есть сила, помощь и благодать». На это часто хочется ответить словами Христа: сей род болезней, скорбей, беснований может быть изгнан только молитвой и постом.

Постится ли, молится ли этот человек, требующий помощи? Вряд ли, чаще всего. А если это сделать? В простоте, как получится, хотя бы в принципе только попытаться с молитвой попросить о том, чтобы Господь вошел в твою жизнь, вытеснил из нее злую энергию падших духов. Неужели ничего не произойдет? Господь не будет обманывать никого, Он есть Истина Воплотившаяся, Святая и Живая, Просвещающая всякого человека. Поэтому пост и молитва для христианина – это неотъемлемое условие его нормальной здоровой духовной жизни.

Желаю всем вам, дорогие братья и сестры, неленностно поститься и молиться в дни положенные, заповеданные Святой Церковью, тогда все в нашей жизни будет хорошо. Тогда наши души будут пронизаны светом Солнца Правды, духовная благодать вытеснит из нашей жизни падшую, злую, бесовскую энергию. И в каких бы обстоятельствах мы ни оказывались, мы всегда будем со Христом, поэтому нам будет за что Его благодарить.

Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери,

05.08.2018

 

 

Дата последнего изменения: 15.08.2018