Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 12.07.2018

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим церковным Праздником – памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

Это столпы Вселенского Православия, и сегодня мы прославляем их как давших миру раскрытое учение о том Откровении, которое Господь наш Иисус Христос принес на землю, – учение о спасении. Они говорят нам, что самое главное для человека в жизни – спасаться, что предназначение человека заключается именно в том, чтобы быть с Богом.

Но несмотря на то, что мы имеем Писания святых апостолов, часто они являются для нас закрытыми. Человек верующий, знающий догматы Церкви, открывает Послания апостола Павла или Петра, читает и ничего не понимает. Нам кажется, что причина в неточном переводе или в том, что понятия сильно изменились. Но часто причина заключается в другом.

Апостолы Петр и Павел дали миру раскрытое учение о спасении, которое Господь принес на землю. Предназначение человека заключается именно в том, чтобы спасаться, быть с Богом.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам сказал: «Духовное духовным востязуется» (см.: 1 Кор. 2, 14-15), то есть духовно сказанное может быть понято только духовным человеком, тем, кто в Духе Божием. Действительно, поскольку Писание – это Богодухновенные тексты, то они могут быть поняты нами в полноте истины исключительно в одном случае: если мы находимся в том же самом Духе, что и писавшие их (ср. 2 Пет. 1, 20-21). Мы имеем дар этого Духа, но в силу своей греховности в этом Духе не находимся. Апостолы же пережили Святую Пятидесятницу, когда Дух Святой пришел и вселился в них, сделав их своими храмами, и в этом состоянии они нам оставили в виде Писаний учение о спасении.

Что же нам нужно делать, чтобы научиться понимать правильно Писания апостолов? Ответ мы найдем в самих Посланиях апостольских, а также в свидетельствах Священной Истории об апостолах Петре и Павле: они своей жизнью являют нам пример. Невозможно понять Писание, если ты живешь совсем не так, как оно призывает тебя жить.

Мы знаем, что апостол Петр был проповедник величайшей веры и покаяния, как никто другой он знал, что такое отречься, предать Христа, и как никто другой он знал, что такое любовь Христова, которая возвела его снова в апостольский чин.

Дух Святой сошел на апостолов, и в этом состоянии они оставили нам Послания. Мы имеем дар этого Духа, но в силу своей греховности в нем не находимся и не понимаем их Писаний.

Апостол Павел прекрасно знал Ветхозаветный Закон, но, встретившись со Христом на пути в Дамаск, понял, что это только «тень будущих благ» (см.: Евр. 10, 1). Апостол Павел дал миру величайшую заповедь о любви. Он сказал: если мы не любим Бога и ближнего своего, то что бы мы ни делали, даже если мы можем горы переставлять, это абсолютно ничего не значит в плане нашего спасения. Если нет у нас любви, то какими бы мы ни были усердными молитвенниками, все это будет всуе (см.: 1 Кор. 13, 2).

Послание к Коринфянам, которое мы с вами слышали за литургией (см.: 2 Кор. 11, 21-32, 12, 1-9), показывает нам, насколько апостол Павел был мужественным человеком, претерпевая исключительно ради Христа изнурительные путешествия, кораблекрушения, побиение палицами, плетьми, камнями, нахождение в темницах, голод и жажду, стужу и зной, различные опасности от людей-варваров. Чего только не было с апостолом Павлом! Разве может человек, ищущий в христианстве корысти, претерпеть все это? Да никогда не сможет.

Апостол Павел говорит о себе и о своих спутниках: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4, 9). Читая эти слова, мы думаем, что выражение «последние посланники» означает «последние после Христа», то есть они пошли в мир и стали проповедовать о Господе, нести учение о спасении.

Апостол Павел свидетельствует о величайшей Божественной силе, оберегающей проповедников за их мужество, ревность по Богу и любовь. Своей жизнью апостолы дают нам пример для подражания.

Но «последние посланники» – это нечто другое: так на гладиаторских боях, на зрелищах у язычников назывались осужденные, которых после битв гладиаторов выводили на поле, чтобы выпустить на них диких зверей, раздирающих их на части. Когда апостол говорит о себе такое, он свидетельствует о том, какая величайшая Божественная сила оберегает и охраняет проповедников за их мужество, ревность по Богу и любовь. И они подвизаются.

Нам часто бывает непонятно, о чем пишут апостолы Петр и Павел, потому что мы живем совершенно другой жизнью. Конечно, мы не «последние посланники» и никогда, даст Бог, ими не будем. Но мы знаем, что еще 100 лет назад было время, когда христиане опять стали такими «последними посланниками». А в силу того что никакого движения духовного в пользу аскетизма, подвижничества, ревностного служения Богу мы не делаем, и Писания для нас остаются закрытыми.

В сегодняшний день, когда мы прославляем святых апостолов, мы призываемся стараться делать усилия, вырываясь из сетей комфорта и уюта, делать подвижки изменить свою жизнь так, как заповедают нам святые апостолы. Если будет так, тогда откроется Писание, просветит наши умы, и учение о спасении станет для нас самым великим и драгоценным сокровищем.

С Праздником вас всех, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла,

 12.07.2018

Дата последнего изменения: 16.07.2018