Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. 08.07.2018


С воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с памятью святых благоверных Муромских князей Петра и Февронии! Сегодня мы с вами почитаем угодников Божиих, которые являются покровителями православных семейств. 

Они молятся о том, чтобы верность, любовь и готовность к самопожертвованию были между супругами, чтобы супруги готовы были полагать души друг за друга.

Мы понимаем, что в наш век это очень актуально, потому что даже, казалось бы, самые близкие между собой люди – муж и жена – часто не находят общего языка. Современные муж или жена поставляют свою правду во главу угла, какой бы она ни была, пытаются всеми силами сделать так, чтобы его или ее правда восторжествовала.

Если посмотреть со стороны на таких людей, то не знаешь, плакать или смеяться: настолько это все мелочно, ничтожно. Непонятно: почему человек такой неуступчивый? Ведь ко спасению, к которому призваны и муж и жена, к которому они вместе идут, рука об руку, эти мелочи не имеют абсолютно никакого отношения.

Господь неслучайно говорит нам: будьте рабами друг друга, служите друг другу, любите друг друга. А получается так, что муж или жена, глядя на свою вторую половину, воспринимают по-особому эту заповедь Христову. Они знают, что Христос сказал: Да любите друг друга (Ин. 13, 34). И муж может сказать жене в лицо или жена может сказать мужу в лицо: есть заповедь Христа о любви, вот, пожалуйста, меня и люби. Это безумие нашего времени.

Современные супруги часто не готовы к самопожертвованию и поставляют свою правду во главу угла, пытаются сделать так, чтобы его или ее правда восторжествовала.

Посмотрим на святых Петра и Февронию, которые подвизались в начале XIII века, на заре христианства нашего отечества, спустя не так много времени после Крещения Руси. Мы можем свидетельствовать, что они правильно восприняли заповедь Христову и готовы были пожертвовать всем ради одного: чтобы быть друг с другом и иметь чистую, непорочную любовь.

От многого в жизни они готовы были отказаться. Те, кто знаком с житием святых Петра и Февронии, знают, что богатые люди города Мурома были недовольны тем, что князь взял в жены простую девушку, и пытались заставить его расторгнуть брак. И тогда князь Петр оставил свой удел, покинул Муром, в которым княжил, лишь бы не разлучаться со своей супругой. Но именно за эту готовность быть вместе с женой Господь вернул его в город Муром и дал ему долгое и успешное правление.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вспоминая Петра и Февронию Муромских, мы молимся им, чтобы просвещались наши умы и сердца правильным восприятием жизни. Те, кто имеют православный брак, те, кто знают, как совершается Таинство Венчания, наверное, обращали внимание на очень важные слова в Евангелии, которое читается во время Таинства. Божия Матерь их произносит: Она говорит слугам сделать все, что Христос им повелит (см.: Ин. 2, 5). Слуги зачерпнули воду и понесли ее к распорядителю пира, и вода превратилась в дорогое вино.

Принимающим Таинство Венчания дают испивать трижды вино – это символ того, что обычная вода человеческих отношений должна рано или поздно превратиться в вино высочашего качества.

Для верующего человека, наверное, самое главное – это послушание. Часто мы не понимаем, как может Господь воду претворить в вино, но то, что это происходит, это факт. И тем, кто принимает Таинство Венчания, дают испивать трижды вино – это символ того, что обычная вода простых человеческих, может быть, плотских отношений должна рано или поздно превратиться в вино высшего качества.

Но как делают вино? Господь говорит: «Не вливают молодого вина в мехи ветхие, иначе прорвутся мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут» (см.: Мф. 9, 17). Иными словами, молодое вино – это образ вступающих в брак мужа и жены, имеющих молодость любви. Молодое вино имеет свойство дображивать, поэтому его вливают в новые мехи и закупоривают. И как бы ни было тяжело, вино, закрытое в мехах, терпит, смиряясь, и не выплескивается наружу. Молодое вино, при условии, что никто не открывает мехи или не достает пробку из бутылки, чтобы вышел газ, превращается в вино высшего качества.

Вы, конечно, понимаете, братья и сестры, что я хочу сказать: это именно образ православного брака. Тот, кто не готов терпеть, тот никогда не получит этого высшего сладчайшего вина, которое называется любовь истинная между мужем, женой и Богом.

Самое главное – это послушание. Тот, кто не готов терпеть, никогда не получит сладчайшего вина, которое называется любовь истинная между мужем, женой и Богом.

Брак православный – это образ Святой Троицы, как на заре христианства сказали святые отцы. И отчасти это потому, что есть муж, есть жена и есть дети, но еще и потому, что есть Бог, есть муж и есть жена. В браке присутствует всегда Третий – Благословляющий, и никогда об этом забывать не следует. И если будет в нашей жизни так, если во главу угла мы будем поставлять именно это знание и это чувствование, то, что бы с нами ни случалось в жизни, брак наш будет существовать. А брак – это малая Церковь. И тогда все те, кто будут соприкасаться с этим истинным брачным союзом между мужем и женой, будут одухотворяться, будут, можно сказать, рождаться в вечную жизнь.

Что можно пожелать мужу и жене в этот праздник? Сегодняшнее Евангелие дает нам ответ на этот вопрос (см.: Мф. 9, 1-8). Расслабленного приносят к ногам Господа, и первое, что он слышит от Него, это слова: «Чадо, прощаются тебе грехи». Но чтобы положить больного к ногам Спасителя, его друзья сделали много: претерпели, может быть, долгий путь, не побоялись осуждения народа, через крышу спустили одр расслабленного ко Господу. Эти люди знали, что Господь выше справедливости, что Он есть воплотившееся Милосердие, готовое простить грех. По сути дела, это есть основополагающее чувствование верующего человека.

По словам святых отцов, брак православный – это образ Святой Троицы. В браке присутствует всегда Третий – Благословляющий, об этом забывать не следует.

И подобно тому как Господь каждому из нас прощает грех, точно так же и каждый из нас призывается ближнему своему простить его грехи. Но когда Писание говорит нам прощать врагов наших (ср. Мф. 5, 44), само собой разумеется, что мы должны прощать ближних и любимых наших. А часто получается в нашей жизни совсем наоборот.

Мы готовы простить каких-то людей абстрактных, далеких, совершенно не имеющих к нам никакого отношения, зла не имеющих по отношению к нам. А самых ближних, тех, которые находятся под боком нашим, кровь от крови, плоть от плоти нашей, мы не прощаем, с ними мы встаем в конфликт, не спускаем им ни одной мелочи. А что уж говорить о том зле, которое человек по эгоизму своему творит против нас, муж против жены или жена против мужа. Нет, это мы не готовы простить!

Но не прощая наших ближних, не прощая их грехов, их зла по отношению к нам, мы не получаем прощения со стороны Господа наших бед и страстей. И поэтому в жизни нашей часто все рассыпается и не клеится, и мы не понимаем, что происходит.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь призывает каждого из нас всех тех, кого Господь нам вверил в общение, истинно, искренне, по-православному, по-христиански любить. Тогда все в нашей жизни будет хорошо: будет благословение Господне на нас, и та любовь, к которой мы тянемся и которой мы жаждем, наполнит наши сердца. Такая любовь будет подобна прекрасному вину, испивая которое, человек получает истинное наслаждение.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Благоверного князя Петра
 и княгини Февронии, Муромских чудотворцев,

 08.07.2018

Дата последнего изменения: 16.07.2018