Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Боголюбской иконы Божией Матери. 01.07.2018


Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с чествованием иконы Божией Матери Боголюбская! Многие из нас знакомы с историей явления этого образа.

Мы знаем, что икона Божией Матери явилась в древности, в те непростые времена, когда православный русский люд испытывал сложные обстоятельства в жизни. Как гроза, как темная туча, нависла угроза над государством и Церковью, и это заставляло русский народ постоянно молиться Богу и Божией Матери, а самое главное, не надеяться на себя. Никакого самонадеяния, никакого самоутверждения не было в те времена у русского народа, и поэтому Господь и Пречистая Его Матерь всегда покрывали людей.

«Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе Помощника в скорбях не имамы», – так говорили православные люди на Руси. Но если мы посмотрим на современного верующего человека, как он говорит, то увидим, что он очень редко эти слова произносит. А самое страшное, что имеет он в голове и в сердце: он надеется постоянно на себя, он всегда хочет сделать так, чтобы все было по его воле, как ему надо, как ему хочется, как он понял православие, как он задумал свое спасение. В этом смысле мы совсем не сопоставимы с теми людьми, которые жили в древности.

Современный верующий человек надеется не на Бога, а на себя, хочет сделать все по своей воле, как ему надо, как ему хочется, как он понял православие и задумал свое спасение.

В нашем храме есть Боголюбская икона Божией Матери, образ, вышитый золотом. А это значит, что люди вложили в него частицу своих сердец, частицу своего времени и средств, чтобы украсить икону и прославить Божию Матерь. И в этом тоже есть свидетельство того, что люди не надеялись на себя, что они надеялись на Бога и святых угодников Божиих и готовы были сделать и отдать все, чтобы получить их заступничество.

Как настоятель храма я могу констатировать печальный факт: если в наше время раз в два года какой-либо человек подойдет и предложит что-то для реставрации икон, это будет удивительно. А это тоже есть своего рода свидетельство нашего безразличия к святыне, а если есть безразличие к святыне, то для кого же «различие», заинтересованность, к чему? Конечно, к себе, единственному и любимому. И вот это пугает, и это страшно.

Сегодня мы с вами слышали зачало из Послания к Римлянам апостола Павла (см.: Рим. 10, 1-10). Апостол говорит о том, что иудеи имели ревность в деле Богоугождения, но имели ее не по разуму, то есть не по познанию Божиему, потому что, желая утвердить праведность Божию, они утвердили праведность свою. И в силу этого так и не смогли познать истинного Бога, пришедшего во плоти, Который есть Господь наш Иисус Христос.

Этот упрек апостола Павла своим соплеменникам, слова, которые были сказаны 2000 лет назад, по сути дела, проходят сквозь столетия до нашего времени. И каждый верующий человек, вчитывающийся в эти слова, должен прислушаться к ним, попытаться понять, не о нем ли говорит апостол.

Вместо того чтобы прославить Божию праведность, мы пытаемся утвердить свою праведность и святость. А праведность Божия в том, что Господь пришел в мир грешников спасти.

Если мы будем внимательны и честны перед собою, то мы сможем понять, что часто и мы с вами, вместо того чтобы прославить Божию праведность, ту, которую Он принес нам для нашего спасения, пытаемся утвердить праведность свою. Мы пытаемся всеми силами убедить всех вокруг в том, что мы действительно праведники, и все, что мы ни делаем в этой жизни как православные верующие люди, мы делаем в попытке доказать свою праведность и святость.

А праведность Божия в другом: Господь пришел в мир грешников спасти, призвать болящих к исцелению и грешных к покаянию. До тех пор пока праведность Божия не воссияет в наших умах и сердцах, то есть пока мы не осознаем свою греховность и не возопием к Богу, чтобы Он пришел и спас нас, мы будем уподобляться тем иудеям, которые не смогли принять Христа и, соответственно, не смогли спастись. И причины этого заключаются во внутреннем устроении человека и в его подверженности влиянию.

Сегодняшнее евангельское зачало об исцелении Христом бесноватых (см.: Мф. 8, 28-34) дает нам возможность увидеть, что человек часто свою греховную, похотливую волю сплетает с волей бесовской, которая интегрируется в его естество и связывает его по рукам и ногам. Когда Христос исцеляет гадаринских бесноватых, то люди, связанные этой волей бесовской, приходят ко Христу и просят, чтобы Он отошел от пределов их, чтобы Он не мешал им жить.

Свою греховную волю человек сплетает с волей бесовской, которая связывает его по рукам и ногам. Христос исцеляет бесноватых, но люди просят, чтобы Он отошел от пределов их.

Блаженный Феофилакт, объясняя это евангельское зачало, говорит о том, что свиней разводили не язычники, а иудеи, которые жили в пределах гадаринских. Через нарушение Закона Божиего (свиньи были нечистыми животными) эти люди имели хорошую прибыль, продавая свинину язычникам. Иудеи занимаются разведением нечистых животных, и им мешает пришедший во плоти Бог, Который хочет войти в их жизнь.

Посмотрим внимательно на себя: разве не страдает этим же недугом каждый из нас, зная, что существуют заповеди Божии, начиная от самых простых (хождение в храм, молитвы, посты) и заканчивая  более сложными? Разве мы не поступаем, как эти гадаринские жители, когда Господь хочет прийти и помочь нам избавиться от железных пут греха? Разве не говорим мы своей жизнью: «Подожди, Господи, не сейчас. Я еще не готов, это не для меня, отойди от пределов моих, иными словами, не мешай мне жить. Я живу как я хочу, потому что я хочу спастись, но по той праведности и по тому спасению, которые я придумал для себя сам, создал по своему образу и подобию».

И очень часто, посылая Богу такие послания, мы видим, что Господь как будто не реагирует на них. В нашем понимании здесь срабатывает русская пословица: молчание – знак согласия. Нам кажется, что Господь принимает наши просьбы, Его удовлетворяет наша жизнь, и поэтому Он нас оставляет в покое. Ничего подобного!

Нам кажется, что Господь принимает просьбы, Его удовлетворяет наша жизнь, и поэтому Он нас оставляет в покое. Но это не так: Он уходит из нашей жизни, не насилуя нашу волю.

Господь не может насиловать нашу волю, и поэтому, когда мы просим покинуть Его пределы наши, Он, как говорит Евангелие, разворачивается, садится в лодку и уплывает (см.: Мф. 9, 1). Он уходит из нашей жизни и оставляет нас действовать так, как нам хочется, любоваться самими собой. В этом, наверное, заключается самая страшная проблема современности.

И в сегодняшний день, и неоднократно в течение года Святая Церковь предлагает нам услышать это евангельское зачало, чтобы задуматься каждому из нас, насколько мы близки или далеки от Бога, насколько сильно влияние падших духов на род человеческий. Никто не может избежать этих сетей. Никто, кроме некоторых, о чем хорошо говорит древний Патерик. Преподобный Антоний Великий молился Богу и увидел в видении все сети, которыми диавол покрыл землю. Святой возопил: «Господи, кто же может спастись?». И тогда пришел ответ: «Смиренномудрые, к таким эти сети даже не прикасаются».

Поэтому, дорогие братья и сестры, желаю всем нам, чтобы смиренномудрие сердечное, смирение в жизни нашей всегда были нашими путеводными звездами. Если будет так, то мы будем Божии, то мы будем Христовы, то мы будем иметь не свою греховную, а Божественную спасительную праведность.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Боголюбской иконы Божией Матери, 

 01.07.2018

 

Дата последнего изменения: 16.07.2018