Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. 24.06.2018


С воскресным днем всех вас, братья и сестры! В сегодняшнюю Неделю Святая Церковь предлагает нам евангельское зачало об исцелении слуги сотника (см.: Мф. 8, 5-13).

И в этом повествовании мы находим важные для нас уроки о том, как мы должны жить, чтобы жизнь наша, как мы любим говорить, была действительно духовной.

Первый урок мы находим в том способе обращения, в той просьбе, которую совершает сотник перед Христом. Он подходит к Нему и просит об исцелении его слуги, и Господь соглашается пойти и исцелить больного. Но сотник отвечает: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8, 8-9). Что это значит? Это значит, что сотник понимает свое недостоинство, он верит, что Господь может и не сходя с места сделать то, о чем он попросит.

Для нас, когда мы встаем на молитву, это самое важное расположение, которое должна иметь наша душа. Мы читаем молитву: «Царю Небесный … прииди и вселися в ны…». Но мы должны быть очень ответственны, дерзновенно говоря эти слова, понимая, что мы недостойны и никогда не будем достойны того, чтобы Бог по нашим заслугам в наш дом, в нашу душу вошел. Только по великому милосердию, по жалости к нам Он придет и поможет.

Сотник понимает свое недостоинство, он верит, что Господь может и не сходя с места исполнить его просьбу. Это важнейшее расположение, которое должна иметь душа на молитве.

Следующий важный момент, на который мы должны обратить внимание, это слова о сотнике, которые Христос произнес, обращаясь ко всем тем, кто окружал Его: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Что привело Богочеловека в такой духовный восторг? Какая вера? В чем стержень этой веры заключался?

Святые толкователи, в частности святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, говорят следующее: сотник верит в то, что, подобно его слугам и рабам, находящимся у него в подчинении, слугами и рабами Христа являются жизнь, смерть и болезни. И подобно тому как сотник может сказать слово или двинуть пальцем и слуги начнут делать то, что он им прикажет, точно так же и Христос только скажет смерти не приходить к кому-то, и она не придет, скажет жизни войти в кого-то, и она войдет.

Когда мы обращаемся к Богу, когда мы молим, просим Его о чем-то, это стратегически очень важное для каждого из нас расположение. Ведь во время молитвы мы очень часто колеблемся и недоумеваем: стоит или не стоит просить, сбудется наше желание или не сбудется, подаст Господь или не подаст. Важно, что сотник не сомневается, потому что он верит в то, что перед ним не просто воплотившаяся Истина и Бог, но воплотившаяся милующая Любовь, Которая никогда не сможет отказать Своему созданию в том, чтобы помочь ему.

Любовь трепетно относится к проявлению ответных чувств, поэтому самое страшное в жизни – это предательство любви. Господь ревнует о нашем отношении к Нему.

Однако каждый из нас должен знать и помнить о другом: любовь очень трепетно относится к проявлению ответных чувств, поэтому самое страшное, что в жизни может быть, это предательство любви. Точно так же и Господь ревнует о нашем отношении к Нему. До ревности любит Бог, – говорит Писание (ср. Иак. 4, 5).

Сегодняшнее апостольское послание, которое мы читаем, отчасти раскрывает нам возможность иметь такую веру, как у сотника, учит нас, как выработать, стяжать ее (см.: Рим. 6, 18-23). Послание к Римлянам апостола Павла начинается с таких слов: Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6, 18). По-славянски это звучит: «поработистеся правде». Вот это рабство, порабощение, становление рабами – о чем оно свидетельствует? Мы ведь часто, подходя к Причастию, или где-то с кем-то знакомясь, представляясь священнику, говорим: раб Божий такой-то или раба Божия такая-то. Что за этим стоит?

В древности раб не имел своей воли, он имел целью своей жизни исполнить исключительно волю господина. Для нас, современных христиан, это не всегда очевидно, однако во времена Христа и в то время, когда создавались священные книги, это было очень актуально. Но как тогда быть, если мы говорим, что Бог есть воплотившаяся Любовь, что Царство Небесное – это свобода, это волеизъявление свободное, откуда же тогда рабство? И как праведности можно подпасть под рабство и как можно быть рабом Божиим?

Церковь призывает нас исполнять заповеди Божии, подклониться под Его крепкую руку, стать рабами, то есть отсечь свою волю. Именно это дает человеку свободу от греха.

Апостол Павел показывает верующему человеку, в чем заключается проблема. Он говорит: «Когда вы были рабами греху, вспомните, что вы творили. Вам сейчас даже стыдно сказать, каким грехам и страстям вы были подвержены. И чтобы убежать от этих страстей и от этих грехов, нужно подпасть под власть, под волю другую – благую, угодную, совершенную, которой является наш Господь».

Святая Церковь есть Столп и Утверждение Истины (см.: 1 Тим. 3, 15), ее Главой является Христос, она водима Духом Святым – Духом жизни и любви. Церковь призывает нас исполнять заповеди Божии, подклониться под ее крепкую, сильную руку, стать действительно рабами, то есть отсечь свою волю. По сути дела, здесь Церковь выступает гарантом, что если мы будем делать так, то не попадем под власть греха, страстей, вновь не станем такими страшными и безобразными, какими когда-то были.

И поэтому в сегодняшний день Святая Церковь представляет нам образ римского сотника-язычника, который, конечно, знал, что такое работать страстям, как это мучительно и мерзко. Сотник, взглянув в глаза Христу, воплотившейся Любви, понял, что у Него действительно послушные рабы, и он тоже захотел стать таким рабом, потому что очень четко уловил, что в этом заключается гарантия истинной свободы.

Один подвижник благочестия сказал: «Великое пристрастие к Богу есть самое великое в мире беспристрастие». Хочется пожелать всем нам, чтобы мы стали рабами праведности и исполнения заповедей Христовых. Только через это мы можем стяжать истинную веру и освободиться от греха.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,

произнесенная в храме иконы Божией Матери

«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,

в Неделю 4-ю по Пятидесятнице,

24.06.2018

 

Дата последнего изменения: 16.07.2018