Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 13.05.2018

Христос Воскресе! С воскресным днем, дорогие братья и сестры, с памятью святого апостола Иакова Зеведеева и святителя Игнатия, епископа Кавказского.

Святитель Игнатий Брянчанинов – это русский подвижник благочестия, который подвизался в середине 19 столетия. Он был и святителем Христовым, и преподобным отцом. И его заслуга заключается именно в том, что он смог на очень понятном для своего времени языке выразить те духовные проблемы, те духовные беды, которые сопровождали уже в то время русское православие и русского православного человека.

Кто уже знаком с произведениями святителя Игнатия, тот может констатировать непреложный факт: святитель не любил «растекаться мыслию по древу», он делал сразу вертикальный срез сущности проблемы, которая так или иначе мешала спасаться верующему человеку. У святителя Игнатия есть немало произведений, но, наверное, самое любимое чтение верующих – это письма к мирянам и четвертый том его сочинений, так называемая «Аскетическая проповедь». В ней святитель объясняет и толкует многие евангельские чтения, которые Святая Церковь совершает по воскресным дням, а также по праздникам Господним и Богородичным.

«Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно», – этими словами святитель Игнатий дает ответ на вопрос о том, что и почему в нашей жизни происходит.

Святителю Игнатию принадлежит много церковных афоризмов, и можно было бы долго вспоминать, что он сказал по тому или другому поводу. Например, такие у него есть слова: «Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно». Хотим мы или не хотим, святитель этими словами очень многим людям дает ответ на вопрос о том, что и почему в нашей жизни происходит.

Но если уже говорить о святителе Игнатии, Сам Бог велел воспользоваться его толкованием на евангельское зачало, читаемое сегодня Святой Церковью, о слепорожденном человеке, которого исцеляет Господь (см.: Ин. 9, 1-38). Мы можем себе представить недоумение народа, который увидел, что слепорожденный человек исцелен, а его, по всей вероятности, знал весь Иерусалим, поскольку он с детства просил милостыню. Недоумение народа заключается и в том, почему религиозные вожди того времени – фарисеи и саддукеи – отказались принять совершение этого чуда, поверить в то, что оно совершено, отказались признать, что Совершителем этого чуда был пришедший во плоти Бог и Мессия, то есть Господь Наш Иисус Христос.

Гордость проникла в наше естество, срастворилась с ним, стала как бы природной. Самомнение стало причиной отвержения Христа народными вождями ветхозаветного Израиля.

Святитель Игнатий Брянчанинов, толкуя это событие, вскрывает самую страшную, пожалуй, причину недуга не только ветхозаветного фарисейства, но и недуга практически всякого человека. Эта причина – гордость, которая глубинно проникла в наше естество и настолько, говоря языком святителя Игнатия, срастворилась с ним, что стала для нас как бы природной, мы не чувствуем ее. Причиной отвержения Христа вождями народными было их самомнение – именно оно закрывает возможность услышать все то, что говорит человеку Бог, воплотившаяся Истина.

Фарисеи возомнили о себе много, думая, что они в совершенстве поняли Закон, учение о Спасении и, конечно, учение о Мессии. И это не дало им возможности услышать то откровение о Спасении, которое пытался вложить в их души Сам воплотившийся Бог. Как это все напоминает нам нас самих. Святая Церковь говорит нам что-то важное, а мы в своем самомнении, думая, что уже все поняли, схватили на лету, все уяснили для себя, эти слова не принимаем, потому что не слышим их. А не слышим просто потому, что они нам не нужны.

И когда Господь намекнул фарисеям, что на самом деле они слепы, а не тот человек, которого Он исцелил (слепорожденный был неслепым с духовной точки зрения), фарисеи сказали: «Разве мы слепы?». И на это Господь ответил: «Если бы вы были слепы, то тогда бы греха не имели, а поскольку говорите, что видите, то грех ваш на вас пребывает» (см.: Ин. 9, 40-41). Что может быть страшнее в жизни человека: к нему приходит Христос, но Он человеку не нужен? Мы видим, как беседуют фарисеи с исцеленным человеком, они говорят ему: «Воздай славу Богу, потому что мы знаем, что Человек, о котором ты говоришь, что Он исцелил тебя, это грешник» (см.: Ин. 9, 24). Какое безумное слово сказано в адрес нашего Господа и Спасителя! Оказывается, что оно напрямую связано с самомнением, которое имели фарисеи.

Самое страшное в жизни верующего человека – это поверхностное знание Закона Божия, которое закрывает наше сердце для принятия Божественного откровения и Любви.

В сегодняшний день Святая Церковь призывает нас еще и еще раз обратить взоры на то, что мы о себе думаем, что мы из себя представляем. Фарисеи думали, что они настолько хорошо знают закон Божий, что кто бы к ним ни пришел, он ничем помочь им не может, ничего не подскажет – для них все уже ясно. В нашей жизни тоже так часто бывает. Мы смотрим на стоящую на полке книгу, которая называется Евангелие, Библия или Закон Божий, и в наших головах проскальзывает мысль о том, что нет скучнее этой книги, я всегда успею почитать ее. Пусть постоит, есть что-то другое, гораздо более интересное, горячащее кровь и развлекающее меня. Ну разве не так?

А между тем святитель Игнатий, память которого мы совершаем, говорит, что самое страшное, что может быть в жизни верующего человека, – это поверхностное знание Закона Божия, которое лишает нас возможности идти дальше, закрывает наше сердце для принятия Божественного откровения, Божественной Любви. Вдумаемся в это: самая страшная вещь в жизни человека – это поверхностное знание Закона Божия.

По словам святителя Игнатия, подлинная вера во Христа начинается исключительно с осознания своей греховности и принесения покаяния в грехах.

Святая Церковь свидетельствует о том, что нет человека, который бы жил и не согрешил, нет человека, пришедшего в мир, который не был бы слепым, имеющим «душу во гресех всяческих». Святая Церковь в определенном смысле сегодня призывает всех нас прозреть. Как это сделать?

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что истинная вера начинается с осознания своей греховности, с осознания необходимости того, что в мою жизнь должен прийти Спаситель, а это может случиться только в одном случае: когда я понимаю, что погибаю, и нет никого, кто бы мог меня спасти.

Итак, в словах святителя Игнатия заключается очень важная истина: подлинная вера во Христа начинается исключительно с осознания своей греховности и с принесения искреннего покаяния в грехах.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хотелось бы пожелать, чтобы самое главное, к чему нас призывает Церковь, – именно покаяние – было бы доминирующим действием нашей жизни. Если будет так, то мы духовно прозреем, увидим Христа и пойдем по пути ко Спасению. Если этого не сделать, то, чем бы мы ни занимались, все всуе, все напрасно.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры! Да поможет всем нам в этом важном деле Господь.

Христос Воскресе!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом,

 13.05.2018

Дата последнего изменения: 25.05.2018