Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 29.04.2018

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о расслабленном. Святая Церковь вспоминает евангельское событие, когда Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного – парализованного человека, лежащего при так называемой Овчей купели в Иерусалиме (см.: Ин. 5, 1-15).

Человек этот лежал 38 лет, надеясь на исцеление, но не мог его получить. Священное Писание говорит нам, что Ангел Господень один раз в течение года сходил в эту купель и возмущал воду и тот, кто первый входил в воду после возмущения, получал исцеление.

Возле Овчей купели лежало множество болящих – слепых, хромых, сухих, все они чаяли движения воды. И, конечно, у парализованного человека не было никаких шансов первым добраться до купели, окунуться в воде и получить исцеление. Но поскольку любой недуг исцелялся, то и его болезнь должна была быть исцелена. Когда Спаситель подходит к расслабленному и спрашивает: «Хочешь ли быть здоровым или целым?», – то он отвечает: «Не имею человека». На это Господь ему говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Ин. 5, 6-8).

Мы часто акцентируем внимание именно на диалоге Спасителя с этим человеком: то, что говорит Господь ему, то, что он отвечает. Но если мы задумаемся о том, что происходило вокруг, то нормальному, здравомыслящему человеку становится не просто грустно, а жутко. Почему?

Когда расслабленный отвечает Христу, что не имеет человека, он констатирует страшный момент: в мире нет человека, доброго по существу своему, по природе своей – все люди злы.

Представьте себе: человек 38 лет пытается первым добраться до купели, вокруг него находятся сотни людей, которые прекрасно знают, что Ангел раз в году должен возмутить воду и эти больные люди, несчастные калеки поползут туда, карабкаясь, кто как только сможет. А что остальные люди делали? Стояли и смотрели? Для них это было зрелище или шоу: кто из болящих первый добежит, окунется, исцелеет или не исцелеет. И поэтому, когда расслабленный отвечает Спасителю: «Не имею человека», – он констатирует страшный момент: в мире нет человека, доброго по существу своему, по природе своей – все люди злы (ср. Мф. 7,11).

И поэтому неслучайно тропарь сегодняшнего праздника, Недели о расслабленном, фокусирует наше внимание не на расслабленном человеке, а на наших душах. Мы просим Христа исцелить наши души «во гресех всяческих и люте разслаблены».

А если мы попытаемся поставить диагноз, то должны будем сказать, что человечество действительно расслаблено. А вот человек, который 38 лет не потерял веры в то, что неизвестно каким способом, но он сможет до этой купели добраться, потому что милостив и всемогущ Господь, оказывается, не был расслабленным духовно. И очень часто в жизни бывает, что человек, который физически, физиологически находится в расслаблении, в духовном смысле титан. И наоборот: тот, кто имеет все в физиологическом смысле слова, находится в духовном расслаблении, в духовной дебелости и лени.

Святая Церковь поставляет перед нами как на свещнице подвиг расслабленного, свидетельствуя о том, что такой должна быть и наша вера. Кто из нас верит так?

И поэтому Святая Церковь поставляет перед нами как на свещнице подвиг этого духовного адаманта – расслабленного человека – и говорит нам: вот какой должна быть наша вера. Кто из нас верит так, как верил этот расслабленный? Он, представьте, 38 лет лежал и не смущался. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: если не неудачи прошлого, то неверность будущего должна была его ввести в уныние, и он должен был махнуть рукой на то, что хотел получить, решив, что все равно ничего не получится. Но он так не сказал, в отличие от нас. А мы не 38 лет, и не 38 месяцев, и не 38 дней – даже 38 минут часто не можем находиться в нормальном общении с Богом, чего-то у Него прося. Это ли не свидетельство нашего духовного расслабления?

И поэтому, когда Святая Церковь в сегодняшний день прославляет подвиг расслабленного, она нам хочет сказать еще об одном очень важном моменте: о том, что сподвигнуло его на подвиг, что дало возможность расслабленному не угаснуть в вере своей. Когда Господь подойдет к расслабленному во второй раз, Он скажет: «Вот, ты здоров, больше не греши, чтобы не было тебе чего хуже» (см.: Ин. 5, 14). Эти слова «больше не греши», по объяснению святых толкователей, означают, что человек этот был наказан за какой-то страшный, возможно, смертный грех таким сильным, жутким недугом.

Расслабленный каялся, исповедовал праведность суда Божиего и молился, чтобы Господь простил его за грех. Это явилось движущей силой человеческой веры, надежды, любви.

Но если это так, значит, человек этот, находясь в расслаблении, не просто верил, он каялся перед Богом в том, что совершил когда-то, он исповедовал праведность суда Божиего и молился, чтобы Господь простил его за грех. Вот это и явилось движущей силой человеческой веры, человеческой надежды и, можно смело утверждать, человеческой любви. Потому что если бы он не верил, что Бог есть Любовь, Которая никогда не предаст, то он бы не смог вытерпеть такой долгий промежуток времени, пребывая в таком тяжком состоянии.

В сегодняшний день Святая Церковь хочет каждого из нас по-особому настроить на жизнь и на молитву. Если мы что-то хотим получить от Господа, если мы хотим исцелиться, а судя по тропарю праздника, каждому из нас это необходимо сделать, потому что души наши расслаблены, мы должны находиться в подвиге покаяния. Каждому из нас – мы знаем об этом – есть в чем перед Богом искренно каяться. Но за это милостивый Господь обязательно поможет нам, обязательно просветит наши умы и сердца, сделает нас по крайней мере духовно и душевно здоровыми людьми, теми людьми, которые будут пригодны для Царства Небесного.

Аминь!

Воистину Воскресе Христос!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном,

 

 29.04.2018

 

Дата последнего изменения: 15.05.2018