Проповедь протоиерея Георгия Климова в Великий Четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной Вечери. 05.04.2018

vecheriaВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Великим Четвергом! В этот день мы традиционно вспоминаем установление Таинства Святой Евхаристии, можно сказать, что сегодняшний день – это день рождения самого главного Таинства Церкви.

Вообще надо признать, что Евхаристия – это центр жизни верующего человека. Все, что существует в Церкви: все наши думы, устремления, вся наша жизнь – направлены исключительно к этому великому Таинству. Другой вопрос, что верующий человек, погруженный в суету, часто не хочет об этом задумываться. Ему не хочется, чтобы центром его жизни была Евхаристия, Таинство Благодарения, потому что непросто бывает гордому человеку благодарить постоянно кого-то за что-то: ему кажется, что он сам в этой жизни что-то может, что-то делает, чего-то добивается и у него это получается.

Евхаристия – это центр жизни христианина. Все, что существует в Церкви: все наши думы, устремления, вся наша жизнь – направлены
к этому великому Таинству.

Но верующий человек не может не признать, что он не имеет в себе самостоятельного источника жизни, он не может регулировать эту жизнь, он не автономен абсолютно, а целиком и полностью зависит от Источника жизни, которым является Бог. Господь – это сама Жизнь, и Он дает каждому из нас не только духовную жизнь, но и физиологическую. Для верующего человека понятно, что Таинство Евхаристии – это именно то, что способно напитать человека жизнью, утолить эту страшную жажду жизни, которую каждый из нас имеет.

И свидетельство этому мы находим в Священном Писании, Божественном откровении, которое оставил нам Господь Иисус Христос. Он говорил людям, считавшим, что они многое понимают именно в этой жизни: «Только тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, может наследовать жизнь вечную. Я есмь Хлеб, сшедший с Небес, и тот, кто будет есть этот Хлеб, не возжаждет вовек» (см.: Ин. 6, 56-58). Но люди, увлеченные своей логикой восприятия, гордые своею мнимой праведностью, отвечали: «Безумные слова, кто может их слушать?», – и уходили от Христа. И так делали не только иудеи, но даже ученики Господа, которые говорили, что «жестоко есть слово сие», оно не поддается логике восприятия, и поэтому уходили от Него вспять и уже не ходили за Ним (см.: Ин. 6, 60, Ин. 6, 66).

Но Господь произнес эти слова, и нам некуда от них деться. В 6 главе Евангелия от Иоанна четко прописано важнейшее свидетельство или, лучше сказать, важнейшие слова Христа, которые в определенном смысле гарантируют верующему человеку, да и вообще любому человеку вечную жизнь.

Причащаясь, мы вступаем
в единение с Богом, становимся частью Его, а Он становится частью нашей, сообщая нам Свои свойства – возможность иметь блаженную жизнь, нетление.

Но как мы их воспринимаем, как мы к ним подходим и, соответственно, как мы подходим к Таинству Святой Евхаристии? Ведь, что греха таить, мы воспринимаем это Таинство как одно из дежурных средств, которое мы принимаем, чтобы нам стало в жизни получше. И поэтому та важная подготовка, которая требуется от нас, нами совершенно опускается. Мы пытаемся что-то читать, барахтаемся в куче молитв, которые, как нам кажется, мы не понимаем, а если понимаем, то сразу на них засыпаем. Это и есть наша подготовка к величайшей святыне, в которой подается каждому из нас возможность стать частью Бога!

Мы называем Таинство Святой Евхаристии Таинством Святого Причащения не потому, что мы что-то вкушаем, а потому, что слово «причащение» обозначает «стать частью чего-то или кого-то». Через это Таинство мы вступаем в теснейшее единение с Богом, становимся частью Его, а Он становится частью нашей. Соединяясь с нами, Он нам сообщает Свои свойства, дает нам возможность иметь самое главное, что имеет Он, – вечную блаженную жизнь, нетление, которых каждый из нас, конечно, чает.

Но наш способ соединения с Ним заключается не в том, чтобы просто принять те Дары, которые подает нам священник, нет. Ведь есть нечто высшее и большее. Если мы называем Таинство Святой Евхаристией, то есть Таинством Благодарения, значит, только через благодарение мы способны стать частью Бога. Кто из тех, что приступили к чаше сегодня, поймал себя на мысли, что в сердце Бога благодарит? Таких единицы, согласитесь. А между тем к Таинству приступили все, и все причастились.

Евхаристия – это Благодарение, только так мы можем стать частью Бога. Отсутствие должной подготовки к Таинству и чувства благодарности Богу – знак того,
что мы не любим Его.

Но что такое благодарение? Ведь это есть выражение нашей любви по отношению к тому, кого мы благодарим. Посмотрим на людей, окружающих нас: кому мы благодарны? Не только врагов мы не умеем благодарить, но часто и друзей, которые нам оказывают какое-то благодеяние. Потому что сердце молчит, оно глухо, оно не любит того, кто сделал нам благо. И вот это отсутствие благодарения даже в такие важные и страшные моменты, как Таинство Святого Причащения, не свидетельствует ли о том, что мы не любим Бога? И, пожалуй, здесь самое главное – вовремя признаться себе в этом и пытаться что-то исправить в своей жизни.

Сегодня звучали слова апостола Павла из Послания к коринфянам о том, как Господь установил Таинство Святой Евхаристии (см.: 1 Кор. 11, 23-32). По словам апостола, была взята чаша благодарения – и она была обращена в Чашу Нового Завета. Апостол говорит очень важные слова о том, как приступать к Таинству: каждый человек пусть рассуждает в своей совести, готов он это сделать или не готов. Поскольку многие пренебрегают должной подготовкой – внутренней, глубиннейшей, сердечной – к принятию Таинства Евхаристии, то они «спят доволни». Как это понимать?

В переводе на русский язык это звучит очень страшно: из-за недолжной подготовки многие преждевременно внезапно умирают. И это значит, что уже в ранней Церкви были такие страшные проявления: человек внезапно заболел, упал и умер. Почему? Казалось бы, на ровном месте ходил, бодрый, здоровый, веселый, но где-то пропустил должную подготовку к принятию Святой Евхаристии.

Таинство Евхаристии, дающее вечную жизнь, будет продолжаться до скончания века. Пока мы живы, Бог будет давать нам возможность причастия Святых Христовых Тайн.

И именно поэтому, когда священник выходит с Чашей причащать верующих людей, он каждый раз говорит, чтобы не в суд и не в осуждение было, не дай Бог, причащение Святых Христовых Тайн. А ведь бывает и так. В Великий Четверг Святая Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии. А еще вспоминает предательство Иуды и говорит нам о том, что Иуда причастился, но впустил в свое сердце не Господа, а сатану. И тогда, окончательно созрев в предательстве, пошел предавать Христа. И это страшно.

Победоносно звучат слова апостола Павла: «Доколе вы едите хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете до тех пор, пока Он не придет» (см.: 1 Кор. 11, 26). Это значит, что Таинство Евхаристии будет продолжаться до скончания века и, пока мы живы, Господь будет нам давать возможность причащаться Святых Христовых Тайн.

Однако в этих словах скрывается и другой важный смысл, хотя он может быть на первый взгляд неочевидный. Апостол Павел говорит: «Смерть Господню возвещаете до тех пор, пока Он не придет». Сегодня многие из нас причастились. Значит ли это, что, причащаясь или причастившись, мы как-то возвестили смерть Господню? Как понимать эти слова? А между тем апостол, обращаясь к коринфянам, оставляет без пояснения эти слова, считая, что христиане в Коринфе без труда поймут, о чем он говорит. Так о чем он говорит?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на то, как причащается Святых Христовых Тайн верующий человек. После того как прелагаются Святые Дары, перед самым Причастием в Чашу с Кровью Господней вливается кипяток. Получается то, что по-славянски называется «теплота». Именно этого горячего напитка, горячей Крови Христовой причащается сначала священник, а потом и простой мирянин.

С чем это связано? Почему Святая Церковь непреложно заповедует вливать кипяток в Кровь? Священнику даже грозит прещение, если он забудет это сделать или вольет что-то холодное в Чашу. Здесь открывается перед нами очень страшная, очень сильная символика. Горячая Кровь – что это значит? Это значит, что Тот, Кого мы причащаемся, только что был заклан за нас и пролил Свою Кровь. Она еще остыть не успела.

Приступая к Чаше, мы возвещаем смерть Господню, свидетельствуя, что любим Его беспредельно. Это условие истинного причащения, если будет так, то Господь будет с нами.

А с другой стороны, почему мы причащаемся этой горячей Кровью? Задумаемся: когда мы могли бы это сделать в нашей жизни? Наверное, только в одном случае: если на наших руках умирает тот, кого мы больше всего любим, и мы жаждем приобщиться хотя бы к этому последнему излиянию. Согласно Ветхому Завету, в крови человека содержится его душа. А здесь гораздо больше – душа Богочеловека, и поэтому мы, приступая к Чаше, смерть Господню возвещаем, но через это возвещение свидетельствуем, что любим Его беспредельно. Это и есть условие истинного причащения, если будет так, то, конечно, Господь будет с нами. А если этого нет, то что бы мы ни говорили это профанация и кощунство над Таинством.

В сегодняшний день Святая Церковь чествует, вспоминает, прославляет это главное великое Таинство Святой Евхаристии, а также напоминает нам о том,  что приступить к Чаше вне Церкви мы не можем. Только в истинной Церкви Христовой, которая образуется благодаря вступлению в нее верующих людей (именно они образуют из себя Церковь), может осуществиться Духом Святым это ярчайшее чудо.

Поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом, с воспоминанием установления Таинства Евхаристии. Желаем сердечно вам и прежде всего себе как можно ответственней относиться к тому, что мы имеем в Церкви, особенно к Святому Причащению. Чтобы мы причащались, по крайней мере делая все, что в наших силах, чтобы достойно подготовиться, чтобы не стать предателями, как Иуда, который предал самое главное – Любовь. Хочется пожелать, чтобы мы поменьше совершали в нашей жизни таких грехов, которые бы отлучали нас от Святой Чаши без возврата, чтобы Господь всегда был рядом с нами, а мы были с Ним. Чтобы, причащаясь, мы с вами чувствовали, что стали частью Живого, Вечного, Блаженного Бога.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в Великий Четверток Страстной седмицы.
Воспоминание Тайной Вечери, 

05.04.2018

 

 

 

Дата последнего изменения: 16.04.2018