Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю ваий. Вербное воскресенье. 01.04.2018

Vhod2Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим! Сегодня Святая Церковь вспоминает одно из главнейших евангельских событий, которое, можно сказать, является одним из основополагающих в деле нашего спасения.

Спаситель, наш Господь Иисус Христос входит в Иерусалим как Мессия, как Священный Царь, и народ  приветствует Его как царя-освободителя.

Господь приходит для того, чтобы освободить человеческий род от смерти и от греха, от проклятия. Он входит в Иерусалим, чтобы пострадать, как и открывал неоднократно своим апостолам, чтобы быть поруганным, быть оплеванным, быть убитым, быть погребенным и в третий день воскреснуть, явить Свое славное Воскресение. А через это засвидетельствовать то, что вечная смерть, впущенная в естество Богочеловека, побеждена и умерщвлена, попрана. Господу нужно было войти в Иерусалим, чтобы наступили благоприятные условия для исполнения пророчеств, чтобы, вознесенный на Крест, Он смог действительно спасти человеческий род.

Вход Господень в Иерусалим был необходим, чтобы наступили благоприятные условия для исполнения пророчеств, чтобы, вознесенный на Крест, Он смог спасти человеческий род.

Святые толкователи праздник Входа Господня в Иерусалим называют одним из самых недоразуменных событий в евангельской истории. И связано это именно с тем, что Спаситель входил в Иерусалим как Освободитель людей от греха и от вечной смерти, а народу было попущено приветствовать Его как Мессию, освободителя, спасителя от чужеземного ига, от порабощения другому народу. Люди прославляли Его как человека-царя, который может сделать свой народ князьями и владыками земными.

Но, пожалуй, самое главное, что было достигнуто в момент входа Господня в Иерусалим, это то, что Иисус мог оставаться какое-то определенное время в неприкосновенности. Потому что первосвященники, книжники, законники, все те, кто негодовали, восставали злобой против Спасителя и уже не первый год замышляли убить Его, не могли поднять на Него руки в силу того, что боялись народа, который прославил Его как Мессию, Священного Царя.

А это значит, что Спаситель, вочеловечившийся Бог имел еще что-то очень важное сказать людям и на понятном для человека языке Он сказал это. И поэтому те беседы, которые мы находим в Четвероевангелии, относящиеся к Страстной седмице – к Великому Понедельнику, Вторнику, Среде, Четвергу, все слова воплотившегося Бога имеют для нас колоссальную важность. Когда Христос их произносил, Его недоброжелатели негодовали, кипели злобой, но ничего сделать не могли.

Спаситель, входя в святой град, имел что-то очень важное сказать людям. И поэтому все слова Христа, относящиеся к Страстной седмице, предельно важны для нас.

И вот, в сегодняшний день Святая Церковь, прославляя Христа и подвиг, который Он совершает, собирает нас в храме. И мы, подобно народу израильскому, который 2000 лет назад прославлял Пришедшего в Иерусалим, также находимся с ветвями ваий в руках. Но Церковь заботливо хочет вразумить нас, чтобы мы правильно воспринимали сегодняшнее событие: прославление Иисуса как Освободителя и Священного Царя лежит в плоскости не политической, не экономической, не бытовой, а исключительно духовной, это освобождение от смерти, от греха и от проклятия. И если это будет действительно так, если за это мы прославим Его своими сердцами, умами и телесами, то для каждого из нас Он откроет невечерний Свет Светлого Христова Воскресения.

А если это не так, если все-таки мы пришли в храм для того, чтобы попросить Бога, чтобы нам здесь, в рамках этой земной жизни было лучше, не в том смысле, что нам плохо – нам часто бывает вполне терпимо, а еще лучше, комфортнее, уютней, то, наверное, мы зря пришли в храм.

Прославление Иисуса как Освободителя и Священного
Царя лежит в плоскости
не бытовой, а исключительно духовной – это освобождение
от смерти, греха, проклятия.

И проверить, по какой причине и как человек прославляет Христа, – несложно. Критерием здесь являются простые и мудрые слова святоотеческие: Бог – помощник человеку в скорбях его. Но ведь никто не отменяет и другого: человек тоже может помочь Богу в скорби Его, как это ни странно звучит. А это значит, что в наступающие дни Страстной седмицы каждый из нас призывается приходить в храм, чтобы спострадать Христу. Это бывает сделать нелегко, ведь все мы обременены заботами, проблемами, работами, семьями и сложно выкроить в будни Страстной седмицы даже полчаса или час на богослужение. Но именно этим определяется наша способность быть вместе с Господом.

И поэтому в сегодняшний день хочется всем нам пожелать, чтобы в предстоящий недельный срок до праздника Пасхи мы нашли время прийти в храм и, молясь Господу, вслушиваясь в слова молитв и песнопений, входили в очень важную для каждого из нас реальность – Страстную седмицу. Именно в это время Господь по любви к человеческому роду совершает великие деяния, произносит очень важные слова.

Сегодняшний день именуется традиционно Входом Господним в Иерусалим. Вместе со Христом в святой град входят апостолы, многолюдные толпы народа, которые прославляют Его как Мессию, говоря о том, что Сын Давидов пришел для спасения Своего народа. Но мы видим, что в толпе находятся фарисеи, которые негодуют против тех, кто прославляет Христа как Бога. И они даже подходят к Иисусу и говорят: «Попроси этих людей замолчать». На это Господь отвечает: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (см.: Лк. 19, 39-40).

Голос Церкви, возвышающий и прославляющий Господа, должен
нас радовать и веселить. Радость
о Боге, пришедшем и спасшем нас,
есть свидетельство того, что
мы с Господом и на верном пути.

Евангелие от Луки говорит, что после этих слов при спуске с Елеонской горы к Иерусалиму Христос заплакал. Он до последнего не терял надежды на то, что народ, в который Он верил, обратится к Нему, но люди расписываются в своем нежелании быть с Ним. И это очень страшный момент в истории не только еврейского народа, но и в истории очень многих человеческих сообществ, очень многих народов мира, очень многих, как это ни странно и ни страшно звучит, древних церквей. Те, кто не с Господом своим, рано или поздно отодвигаются на задворки истории. Дух сердец этого народа выхолащивается, и они превращаются в плоть, начинают работать на плоть для того, чтобы уйти в землю.

В сегодняшний день, прославляя Христа с ветвями ваий, мы пытаемся своими сердцами и умами свидетельствовать, что мы хотим быть вместе с Ним. И голос Церкви, которая есть тело Христово, голос, возвышающий и прославляющий Господа, должен каждого из нас радовать и веселить. Поэтому желаем вам, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день и в предстоящие дни Страстной седмицы несмотря ни на что иметь эту духовную радость, даже сострадая Христу.

Неслучайно сегодняшнее апостольское чтение из послания к Филиппийцам начинается с простых слов приветствия Павла всему христианскому миру: «Радуйтесь всегда о Господе, и паки реку: радуйтесь» (см.: Флп. 4, 4). Это радость, которую у нас никто не может отнять. Это радость о Боге, пришедшем и спасшем нас. Это залог, содержащий нас в нашем спострадании Христу, в нашем желании быть вместе с Ним. Но поскольку радость – это переживание счастья и блаженства, это есть и свидетельство того, что мы с Господом и на верном пути.

С праздником всех вас, дорогие братья и сестры! Да хранит вас Господь, да укрепит во дни Страстной седмицы, да поможет вам иметь время, силы, возможности и способности присутствовать и на богослужении, и дома проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте, чтобы достойно подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю ваий. Вербное воскресенье,

 01.04.2018

 

Дата последнего изменения: 07.04.2018