Проповедь протоиерея Георгия Климова в Лазареву субботу. Воскрешение праведного Лазаря. 31.03.2018

lazar1Всех вас, дорогие братья и сестры, с Лазаревой субботой. Сегодняшним днем заканчивается Святая Четыредесятница, и Святая Церковь предлагает нам услышать евангельское зачало от Иоанна о воскрешении четырехдневного Лазаря (см.: Ин. 11, 1-45).

Согласно Четвероевангелию, это событие действительно произошло незадолго до входа Господа в Иерусалим. И это событие явило для каждого из нас торжество пришествия в мир Сына Божиего, явило торжество Православия, когда Господь наш Иисус Христос воскресил умершего человека, который был уже положен во гроб, и гроб этот был завален камнем. Когда Господь спрашивает сестер: «Где вы положили его?», – они начинают понимать, что Он хочет увидеть труп умершего Лазаря, и, недоумевая, возражают: «Господи, четверодневен уже он, и тело его уже смердит».

И вот тогда Господь, являя силу Своего всемогущества, вопреки всем законам естества и миробытия, которые Он Сам как Творец вложил в этот мир, возглашает великим голосом: «Лазарь, гряди вон!». И тогда, – говорит Священное Писание, – мертвец выходит из пещеры, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами. А это значит, что Лазарь воскрешается не своей собственной силою: сила Божественная выносит его из гроба. 

Божественная сила выносит четверодневного Лазаря из гроба. Символически в этом образе представлена наша душа, которая находится во гробе, завалена камнем нечувствия, смердит грехами.

Святая Церковь неслучайно в последний день Святой Четыредесятницы – спасительного времени подвига, который располагал нас к духовному деланию, сподвигал нас к изменению жизни, к преображению – предлагает нам выслушать этот, можно сказать, победоносный, важнейший отрывок Евангелия. Потому что, по учению святых отцов, в этом четверодневном Лазаре каждый из нас должен видеть по крайней мере свою душу, которая находится во гробе, которая завалена камнем нечувствия, которая смердит своими грехами.

И тогда в событии воскрешения Лазаря открывается очень важная для нас символика. Приходит Господь и хочет узнать у деятельных сестер, где находится их брат. А под этими деятельными сестрами мы можем видеть и наше естество, и наш ум. Он узнает, что их брат, а символически – наша душа, погребен во гробе, и, что самое важное, Господь начинает возмущаться. Славянское слово «возмущаться» означает, что Христос начинает внутренне, в сердце Своем рыдать о том, что произошло с душой человеческой. А потом, увидев, как ведут себя в скорби сестры: сопереживая смерти любимого брата, они плачут, Господь, воплотившийся Бог, и Сам прослезился над душой человека. Ведь если бы Он не любил каждого из нас, то не пришел бы и не воплотился.

Но поскольку каждый из нас дорог Господу нашему Иисусу Христу, то над над гробом каждого Он готов прослезиться, Он готов вызвать нас из этого гроба. И, действительно, Он это делает – сподвигает каждого из нас. Посмотрим внимательно на себя: как верующие люди мы должны признать, что ни по нашим заслугам, ни по нашим понятиям, ни по нашим чувствованиям неведомая нам сила Божественная однажды вынесла нас, как будто из гроба смердящих, и поставила перед Собой, связанных еще страстями по рукам и ногам, а потом заставила работать Себе, потому что любила каждого из нас.

Святая Церковь призывает нас спострадать Господу, приложив усилия, попытаться стать сопричастными тому подвигу, который Он совершает ради нас
в эти страстные дни.

И вот сейчас Святая Церковь, прославляя это великое событие, напоминая нам о том важном, что когда-то Господь совершил и в нашей жизни, вводя нас в Страстную седмицу, хочет призвать каждого из нас попытаться спострадать нашему Господу, попытаться стать сопричастными тому подвигу, который Он совершает ради каждого из нас сейчас, в эти страстные дни.

Часто вопреки всем тем занятиям, трудам, которые мы должны нести в будни, уставшие, через силу мы будем приходить в храм на этой неделе утром или вечером. Может быть, от усталости, от уныния, которое часто охватывает в эти дни душу и ум верующего человека, мы не будем понимать, что нам говорит Святая Церковь, что она нам предлагает в молитвах. Но мы будем стоять и состраждать нашему Господу. И это, пожалуй, самое главное, что мы можем принести Ему.

Но этот подвиг в каком-то смысле и являет желание, попытку каждого из нас развязать и сбросить с себя то, чем мы связаны по рукам и ногам, – наши страсти, наши грехи, наши дурные наклонности. И если будет так, то тогда и праздник Пасхи откроет для каждого из нас свет, и любовь, и веру, и, самое главное, надежду на то, что никогда нас Господь наш не посрамит.

Всех вас с праздником, дорогие братья и сестры, с окончанием Святой Четыредесятницы и с наступлением цветоносных, можно сказать, дней в жизни Церкви, в ее богослужебном круге: Типикон именует завтрашнюю Неделю цветоносной. И не только в силу того, что мы приносим цветы в храм, что мы держим вербу в руках, но еще и в силу того, что жизни цвет начинает открываться в этих великих церковных праздненствах, которые отражают реальность Боговоплощения, Его пришествия и Его страдания ради рода человеческого.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в Лазареву субботу. Воскрешение праведного Лазаря,

 31.03.2018

 

 

Дата последнего изменения: 05.04.2018