Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 4-ой седмицы, Крестопоклонной. Поминовение усопших. 17.03.2018

angel-1502351_960_720Дорогие братья и сестры, мы сердечно благодарим вас за соборную молитву. Это последняя, третья в этот Великий пост родительская суббота. И когда уже прошла половина поста, и когда мы уже очистили отчасти наши души покаянным подвигом, все больше и глубже до сердца доходит сознание необходимости молиться за наших ближних, за тех, кто переступил порог вечности.

Мы понимаем, что Господь по великому Своему милосердию устраивает так, что душа, перешедшая в мир иной, может быть помилована Богом, может соединиться с Ним как с Источником Жизни.

Но несмотря на всматривание в глубины своего сердца, человек часто видит, что даже смерть ближних, находящаяся перед его глазами, не делает его более податливым к тому, чтобы правильно услышать и воспринять cлово Божие. Даже понимая умом то, что рано или поздно умрем, мы ведем себя так, как будто вечны на земле. И это выражается не в том, конечно, что мы хорошо едим, пьем, стараемся, чтобы все в нашей жизни было легко и комфортно. Нет. Мы ведем себя так, как будто вечны на земле, по очень простой причине: когда подступают к нам мысли о смерти, когда они подкрадываются, а иногда просто обрушиваются на нас, мы делаем все, чтобы уйти, забыться от этих мыслей, отвлечься, прогнать их. Мы готовы сделать все, чтобы не было их в нашей жизни, чтобы они не стояли перед нашими глазами, не мешали нам жить так, как нам хочется и как нам нравится.

Но неслучайно еще в Ветхом Завете мы находим такие слова: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39). Это значит, что человек, помнящий о смерти и обо всем, что ожидает его после смерти, перестает грешить. Много это или мало?

Глядя на смерть наших ближних, понимая, что рано или поздно умрем, мы ведем себя так, как будто вечны на земле, и делаем все, чтобы уйти, забыться от мыслей о смерти.

Конечно, в рамках земного бытия, когда душа ищет наслаждения или услаждения в чем-то, что ее окружает, человеку кажутся шалостями те грехи или грешки, которые он позволяет себе совершить, зная, что придет на исповедь и покается. Но перед Богом нет греха маленького или большого, все это – грехи. За любой грешной песчинкой стоит предательство человеком Бога, преступление заповедей, простых, малых, как мы их называем. И это есть величайшее оскорбление Бога, уничижение Божественной Любви – дара, который Он принес для каждого из нас, а это значит, что грехи накладывают на наши души и сердца очень страшные язвы, болезни, вводят нас в вечную смерть. И чем все это обернется, когда мы придем на Страшный суд, думая, что мы не убивали, как мы любим говорить, не блудодействовали, не оскорбляли никого страшным образом? Что будет дальше?

Если мы внимательно всмотримся в Евангелие, то увидим, что основной линией бесед, учений Христовых является учение о смерти. Господь неоднократно ученикам говорит о том, что Ему предстоит умереть. Он Сам Себя приготовляет постоянно к тому, чтобы взойти на Крест, готовится к смерти воплотившийся Бог. Во все дни Своего общественного служения Христос постоянно занят этим, потому что знает, как непросто будет это совершить. В начале Своей проповеди, на браке в Кане Галилейской, когда Дева Мария скажет Ему: «Вина не имеют», – Он произнесет: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (см.: Ин. 2, 3-4). Святые толкователи говорят, что Господь уже в этот момент, на этом торжестве занят всецело, поглощен подготовкой к смерти Своей. И неслучайно во время Гефсиманского моления только с третьего раза вочеловечившийся Сын Божий смог произнести: «Не Моя воля, но Твоя будет», – а до этого были слова: «Да мимо идет чаша сия» (см.: Лк. 22, 41-42).

Любой грех, большой или малый,
это предательство человеком
Бога, преступление Его заповедей, величайшее оскорбление Творца, уничижение Божественной Любви.

Для чего нам все это говорит Священное Писание? Для того чтобы мы осознали, насколько нам будет непросто перешагивать порог вечности. А если мы вчитаемся в другие слова Христа, которые Он обращает к слушающим о том, для чего и почему необходимо выполнять заповеди Божии, мы услышим целое учение о том, как должно готовиться к вечной жизни или, иными словами, к тому, чтобы достойно умереть. Ведь по мере очищения душа приходит в сознание того, что ей это предстоит.

Но в чем заключается главная причина, которая не допускает в наши сердца и умы спасительные, прямо скажем, мысли о смерти? Однажды Господь сказал ученикам: Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1). Лицемерие в нашей жизни проявляется не только в том, что мы часто любим играть роль на работе, в семье, по существу, не занимаясь тем, что возлагает на наши плечи жизнь. Самое страшное, что лицемерие, как яд, вкрадывается в жизнь верующего человека. И начинает человек сначала перед ближним играть роль верующего, потом, видя, как другие положительно реагируют на его внешнее, показное благочестие, начинает убеждать себя, что он действительно приличный и хороший верующий человек. И все это происходит незаметно, как закваска в тесте заквашивает муку.

Дальше, убедив и ближних, и себя в своей «праведности», человек начинает покушаться на то, чтобы и Бога убедить в том, что он нормальный и праведный. И если не принять мер против вхождения в глубины нашего естества яда лицемерия, рано или поздно совершится эта подмена. И верующий человек, обращаясь к Богу, будет чувствовать в своем сердце, что он как бы осчастливил Бога тем, что пришел к Нему в храм на богослужения или принять участие в Таинствах. Человек будет любоваться собой и думать, что в глазах Божиих он праведник и Господу очень приятно смотреть на него.

Мудрый царь Соломон сказал:
«Помни последняя твоя и вовеки
не согрешишь». Это значит, что человек, помнящий о смерти и
обо всем, что ожидает его после смерти, перестает грешить.

Но ведь есть обратная сторона этой медали: если я могу лицемерно сыграть эту роль, зачем мне каяться, зачем мне очищаться от греха, от скверн плотских, душевных и духовных? Ведь можно просто показаться таким уже очистившимся и праведным. В этом и заключается вся проблема: если нет в нашей жизни покаяния, то и рассуждению о смерти в наших умах и сердцах делать нечего. Как испаряется дым, как остывает и гаснет огонь, вне покаяния не может быть правильных, истинных, спасительных мыслей, которые посылает верующему человеку Господь.

Поэтому Святая Церковь призывает человека к покаянию, особенно в Великий пост. Церковь как бы говорит нам: проблема не в том, очистишься ли ты или не очистишься, человек, а в том, что, не очистившись, ты так и не поймешь никогда, что тебе предстоит. Но если ты подойдешь неподготовленным к моменту смерти, то что будет, когда ты этот порог вечности переступишь?

Именно в родительские субботы Святая Церковь молитвословиями, песнопениями, молитвами призывает нас все-таки задуматься о том, что нам предстоит. Что переход в вечность – это не одно из рядовых дел в нашей жизни, это самое главное, к чему устремляется верующий человек. И в этом смысле прав Соломон, говорящий, что день смерти лучше, чем день рождения (см.: Еккл. 7, 1), но только для того, конечно, кто помнит последняя своя. Потому что тот, кто помнит, вовеки не согрешит, а значит, наследует вечное Блаженное Царство.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в субботу 4-ой седмицы, Крестопоклонной.
Поминовение усопших,

 17.03.2018

Дата последнего изменения: 23.03.2018