Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 15.02.2018

sretenie 1Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным двунадесятым праздником Сретения Господня! В сегодняшний день мы вспоминаем евангельское событие, когда 40-дневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, святой праведный Иосиф и Приснодева Мария принесли в Храм для посвящения Богу (см.: Лк 2, 22-40).

Младенца Иисуса встретил праведный Симеон, который «чаял утехи Израилевы», то есть именно утешения от пришествия Мессии в мир. И Духом Святым, – говорит Священное Писание, – ему было обещано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. И вот, Симеон приходит в храм, когда Святое семейство приносит туда Младенца Иисуса.

Мы должны понимать, конечно, что внешне это было одно из обычных событий в жизни Иерусалимского храма. Возможно, такая же серая погода, как сейчас, была на дворе, мало кому известные люди – Иосиф и Мария – несли Младенца в храм, как, наверное, десятки и сотни других людей. И вот, по наитию Святого Духа Симеон приходит в храм и среди этих десятков или сотен приносимых младенцев он видит Того, кого чаял Израиль очень и очень давно, – Священного Царя, о Котором говорили пророки. Праведный муж берет Богомладенца Христа на руки и возглашает дивную песнь о том, что теперь он наконец сможет переступить порог вечности. Симеон прозревает, что Младенец несет в мир Свет, Он просвещает язычников и через это прославляет своих соотечественников, то есть Израиль.

Праведный Симеон чаял
утешения от пришествия
Мессии в мир. Духом Святым
ему было обещано, что он
не умрет до тех пор, пока
не увидит Христа Господня.

В каком смысле просвещаются язычники? Надо сказать, что человек, вне Христа живущий, живет во тьме. Хочет он этого или не хочет, он работает греху, он работает страстям, он часто констатирует сам, даже не понимая этого, что живет как в аду. Ад – это место, где нет Бога, где нет Света. А когда приходит Христос, Он просвещает в первую очередь сердце и разум человеческий, и тогда человек, водимый заповедями Божиими, начинает зреть свет духовный, начинает зреть Бога, перестает греху работать. Иными словами, он уходит от идолопоклонства в самом широком смысле слова.

Симеон, возгласив эти великие слова, благословив Иосифа и Марию, обращается затем к Марии со словами: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35). Вот с этого, по сути дела, начинается Новый Завет. И самое, пожалуй, главное: мы слышим, что пришествие в мир Мессии поделит все человечество на два огромных лагеря – на тех, кто будет с Ним, и тех, кто будет против Него. Будут те, кто восстанет благодаря Его пришествию, и те, кто падет благодаря Его пришествию. Казалось бы, Христос есть воплотившаяся Любовь и желает всякого человека спасти, пришедшего в мир. Но Симеон пророчествует, что очень многие падут, преткнутся, не смогут встать и пойдут в погибель, потому что пришел Мессия.

Пришествие в мир Мессии
поделило человечество на тех,
кто с Ним, и тех, кто против Него. По пророчеству Симеона, многие падут, преткнутся, пойдут
в погибель из-за прихода Мессии.

От чего зависит, как человек поведет себя, услышав весть о Христе? Спасется ли он вместе с Ним или все-таки падет? В определенном смысле праведный Симеон и пророчица Анна, о которых мы сегодня с вами слышали, отвечают на этот вопрос. Мы часто не задумываемся над словами Писания, в которых говорится, что Симеон был престарелым человеком. Предание говорит, что ему было 320 лет, когда он встретил Богомладенца. А за 240 лет до пришествия в мир Христа, когда Симеону было уже 80 лет, он был отправлен вместе с другими толковниками, или переводчиками, в Египет к царю Птолемею Филадельфу Второму, чтобы переводить корпус библейских книг, иными словами, Тору для Александрийской библиотеки.

Трогательное предание говорит, что Симеону для перевода достается книга пророка Исаии. И когда он доходит до места: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7, 14), то переводит эти слова пророчества дословно: пишет по-гречески слово «дева». Но потом он задумывается: как может дева родить? Берется за скребок, чтобы в папирусе это слово выскрести и написать «молодая женщина», но рука его останавливается рукою архангела Гавриила, который говорит: «До тех пор пока ты не увидишь сбывшимся все то, что здесь написано, ты не умрешь».

После получения откровения от Ангела Симеон всю свою долгую жизнь провел в строгом посте и молитве, в духовной подготовке усиленной к встрече с Мессией.

И Дух Божий, Который есть источник жизни, хранил его пребывание на земле еще в течение огромного количества лет. Но ведь этого мало, мы должны понимать, что если Симеону было обещано, что он увидит Мессию, то это значит, что вся оставшаяся его жизнь была тотальной, мощнейшей подготовкой к пришествию в мир Спасителя, к встрече с Ним. Симеон после получения откровения от Ангела не лежал праздно на постели, не занимался вкушением изысканных блюд, снедей, напитков, напротив, всю оставшуюся жизнь он провел в строгом посте и молитве, в подготовке духовной к тому, чтобы встретиться с Мессией. И не посрамил его Господь.

Изучение Священного Писания, которое он и так знал очень хорошо, стало каждодневным, ежечасным его деланием. И можно с уверенностью сказать, что к моменту пришествия в мир Господа праведный Симеон лучше всех в Израиле знал Писание. Но не по букве, а по духу, как говорит Христос (см.: Ин. 4, 24). И поэтому он узнает Мессию. И поэтому, вопреки общеиудейскому мнению, что Мессия должен прийти во славе как богатый Священный Царь, Симеон говорит совсем другое: «Он пришел на падение и восстание многих». И более того, по мнению святых толкователей, прямо в момент, когда стоит перед ним Дева Мария и держит маленького Младенца Христа на руках, святой старец пророчествует о Голгофе, говоря: Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35).

Встретив Младенца Иисуса,
праведный Симеон пророчествует
о Голгофе. Ни один человек не может остаться равнодушным, услышав истинную весть о Христе. 

И в Евангелии от Луки, в описании событий Страстной Пятницы как бы в подтверждение исполнения пророчества Симеона мы читаем такие важные слова: И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся (Лк. 23, 48). То есть люди пришли поглазеть на казнь, но, увидев, как распяли Иисуса Христа, не смогли остаться равнодушными и начали бить себя в грудь, потому что поняли, что случилось нечто страшное.

Но самое главное, что никто не остался равнодушным, и ни один человек не может остаться равнодушным, когда услышит истинную весть об Истинном Христе. Что бы ни говорил себе человек: «Это прошло мимо меня, это меня не касается», – если он услышал о Христе, он или с Ним, или против Него. Это засвидетельствовал Сам Христос словами: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

То же самое мы видим на примере жизни пророчицы Анны. Священное Писание говорит, что она была замужем всего 7 лет, а потом муж ее умер. И 84 года она находилась при храме Иерусалимском, служа Господу постом и молитвой. Подумать только: сколько времени человек посвятил подготовке себя к встрече с Господом? И ее Господь не посрамил: когда Мессию принесли в храм, она была там и прославляла Господа словами о том, что пришел в мир Спаситель всего мира.

От чего зависит, как человек поведет себя, услышав весть
о Христе? Нам помогут спастись простые заповеди: пост, молитва и изучение Священного Писания.

Глядя на подвиг праведного Симеона и пророчицы Анны, мы, конечно, не дерзнем сопоставить с их деланием свои усилия по подготовке к встрече с Господом. Но ведь мы как верующие люди точно знаем, что нам предстоит с Ним встретиться. Что мы можем сказать в свое оправдание? Что это за подготовка? Подготовка ли это вообще? Или это юродство какое-то? Или это посмешище какое-то, или это кощунство какое-то над тем, что мы должны были бы делать: ведь лучше сказать, что мы не делаем абсолютно ничего.

И вот, милостью Божией, когда приходит праздник Сретения, всегда под Великий пост, он каждого из нас еще раз по-особому располагает к тому подвигу, который нам предлежит: не лениться, а подвизаться. Попытаться пробить толщу своего плотского мудрования, своего окаменения сердечного для того, чтобы встретить Христа, почувствовать, что Он близко и готов войти в нашу жизнь. Но все зависит от нас. Подытожим еще раз, что делали праведный Симеон и пророчица Анна, чтобы встретить Христа. Это самые простые заповеди: пост, молитва и неленостное изучение Священного Писания. Подвизаться именно в этих добродетелях, дорогие братья и сестры, всем вам желаем в предстоящую Святую Четыредесятницу. Да поможет нам Бог готовиться достойно к встрече, к сретению нашего Господа.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
 
«Нечаянная Радость»
 в Марьиной роще, 
в Праздник Сретения Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа,

 15.02.2018

 

Дата последнего изменения: 20.02.2018