Проповедь протоиерея Георгия Климова в понедельник 1-й седмицы. Начало Великого поста. 19.02.2018

545Поздравляем всех вас с началом Великого поста, дорогие братья и сестры, этого спасительного поприща для каждого человека. Когда мы вслушиваемся и вчитываемся в те слова, которые звучат сегодня в храме или которые мы призываемся читать дома, то мы слышим практически только об одном – Святая Церковь призывает нас покаяться в грехах, призывает нас исправиться и соединится с Господом.

Но очень благоразумным, конечно, будет вопрос, как это сделать, потому что мы знаем, что одного желания здесь недостаточно. Приходя в храм, мы слышим умилительные песнопения, и хотя мы умом понимаем, что они умилительны, сердце не поддается той теплоте духа, которая должна сообщаться нам через эти тексты. Наш ветхий человек сопротивляется, и мы не знаем, как быть. Если насильно пытаться родить в себе покаяние, это уже будет игра в Православие.

Мы должны молиться Господу, чтобы Он каждому из нас даровал особую благодать покаяния. Благодать – это Божественная сила. Без нее мы никогда не сможем родить в себе истинное покаяние.

Но Святая Церковь подсказывает нам, как сделать так, чтобы истинное покаяние, как благодатная река, потекла из наших сердец. Во-первых, мы слышим призыв к верующему человеку молиться Господу о том, чтобы Он каждому из нас даровал особую благодать покаяния. Ведь благодать – это Божественная сила. И тем самым Церковь утверждает, что без дара этой благодати мы сами никогда не сможем родить в себе истинное, спасительное покаяние, которое способно будет соединить нас с Господом, принести в наши сердца и тепло, и любовь, и радость – все то, ради чего мы живем здесь, на земле.

Во-вторых, мы не можем не обратить пристальное внимание на самую главную молитву, которая читается в Великий пост. Это молитва преподобного Ефрема Сирина, которая начинается со слов: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». А заканчивается эта молитва такими словами: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

А это значит, что грехи, от которых мы просим избавить нас Господа, – праздность, уныние, любоначалие и празднословие – являются самыми главными, самыми страшными в нашей жизни. Они рождаются в нас, они порабощают нас, берут нас в плен исключительно из-за того, что мы осуждаем ближних. Мы постоянно нашу жизнь сравниваем с жизнью наших ближних. Но мы не сравниваем нашу жизнь с жизнью святых угодников Божиих или с непростой жизнью тех, кто страдает, кому больно и плохо. Нет, мы постоянно смотрим на тех, кто, как нам кажется, живет очень хорошо, на широкую ногу, живет вольготно, живет безбедно, хорошо кушает, неплохо пьет и так далее. И вот от этого сравнения в наших душах рождается зависть, рождается осуждение, которые приводят нас к этим страшным грехам – и к праздности, и к унынию, и к любоначалию.

Сравнивая постоянно нашу жизнь
с жизнью ближних, которые, как
нам кажется, живут лучше нас, мы завидуем и осуждаем, впадая в грехи праздности, уныния, любоначалия.

Если мы внимательно посмотрим вокруг, на храм, где мы сейчас стоим, то увидим, что светильники потушены, в нашем храме, как и во всех православных церквях, темно. Постараемся понять: какой посыл нам дает Святая Церковь? Она гасит свет вокруг нас, чтобы мы не развлекались, не смотрели по сторонам – кто стоит, что он делает, то есть не занимались тем, чем обычно мы занимаемся в храме. В темном храме мы не видим ничего вовне, то есть Святая Церковь просит нас войти внутрь своих сердец и попытаться увидеть, как там живет духовный новозаветный человек, не обижается ли он ветхозаветным человеком.

Пожалуй, в первые дни Великого поста это самая главная задача верующего человека – погрузиться внутрь себя. Непросто бывает это сделать. Но если это не сделать, то, соответственно, и покаяние принести будет нельзя. Потому что я ведь не знаю тогда, в чем мне каяться, истинно и искренно, если я себя не могу разглядеть никак. И вот тогда становится постижимым другое важное понятие – что такое пост. Для нас пост ассоциативно, можно сказать, связывается с тем, что мы отказываемся от вкушения какой-то пищи, определенных продуктов и на этом часто успокаиваемся. Само по себе воздержание в пище, как нам кажется, делает нас подвижниками и уже практически рождает в наших сердцах покаяние. Но как бы не так.

В первые дни Великого поста главная задача верующего человека – погрузиться внутрь себя, в свою душу, увидеть в ней страсти.
Без этого невозможно принести истинное покаяние.

Церковь неслучайно различает такие понятия, как пост и говение. Пост – это воздержание. Что такое говение? Говение, соединяемое с воздержанием, это молитва Господу. О чем? О том, чтобы быть чистым и светлым, быть достойным Бога. И в этом смысле мы говорим, что пост – это именно пост в прямом смысле слова. Подобно тому как часовой встает на сторожевую вышку, чтобы охранять крепость, и главная задача его – не пропустить врага, сделать так, чтобы подкрадывающийся враг был обнаружен и обезврежен, и мы призываемся Церковью быть все время бдительными, быть начеку.

Мы должны встать на эту духовную вышку и следить во все глаза, что происходит на подступах к той крепости, которую мы называем своей душой, или что происходит внутри, какую «диверсионную работу» проводят страсти, грехи, дурные наклонности, то, без чего мы жить не можем. И как часовой должен сообщить об опасности тем силам, которые стоят на страже, оберегают покой, чтобы они обезвредили врагов вовне и внутри, так призываемся сделать и мы.

В самые первые дни поста хочется пожелать всем нам, чтобы произошло это погружение в глубины своих сердец, это ревностное, мужественное, бесстрашное выведение на чистую воду всего того, что на самом деле не доставляет нам счастья, а мучает нас, доставляет нам страдания. Это наши страсти. Вот с ними нам нужно расправиться. В народе говорят, что хорошо положенное начало определяет практически половину дела. Постараемся сделать так, чтобы то, ради чего мы вступили в Святую Четыредесятницу, начало осуществляться в нашей жизни, чтобы видение своих грехов и покаяние в них было бы самым главным делом нашей жизни.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
 
«Нечаянная Радость»
 в Марьиной роще, 
в понедельник 1-й седмицы. Начало Великого поста,

 19.02.2018

 

 

Дата последнего изменения: 23.02.2018