Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю мясопустную, о Страшном суде. 11.02.2018

sudВсех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Неделей о Страшном суде именуется сегодняшний воскресный день. Завтра начинается сырная седмица, то есть уже своего рода воздержание. Святая Церковь неслучайно еще и еще раз ставит нас прямо накануне поста перед свидетельством того, что будет Страшный суд.

Когда мы слышим евангельское чтение о людях, что придут на суд и встанут пред Господом, Который будет их делить на козлищ и на овец (см.: Мф. 25, 31-46), то в определенном смысле нам бывает просто услышать эти слова: кого-то Бог поставит, кого-то поделит. Но ведь для верующего человека непреложна истина, что в числе тех, о ком говорится в третьем лице, хотим мы или не хотим, верим ли мы или не верим, обязательно будем находиться и мы. И это значит, что обязательно каждый из нас, не будет никаких исключений, услышит от Господа эти слова. И как хотелось бы услышать, что мы поставлены в чреду овец, а не козлищ.

Слушая слова Христа о Страшном суде, мы не относим их к себе. Но
в числе людей, пришедших на суд, будем находиться и мы. И мы надеемся, что будем поставлены
в чреду овец, а не козлищ.

Что же нужно сделать, чтобы оказаться среди тех, кто услышит сладчайший глас Господа нашего: Приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34)? Вообще, здравомыслящий человек не может этим вопросом не задаваться. Мы видим, что в Евангелии люди постоянно, так или иначе пекутся об этом, даже те из них, которые зациклены на себе, на своей гордости, уповают на свою праведность. Они спрашивают Христа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую? (Лк. 18, 18). Или Никодим, учитель Израилев, князь среди иудеев, приходит ко Христу ради этого же вопроса: «Что нужно сделать, чтобы в Царство Божие войти?» (см.: Ин. 3, 1-3). Самарянка, как только видит, что перед ней Пророк, сразу ставит вопрос ребром: «Где мы должны поклоняться, чтобы Богу угодить?» (см.: Ин. 4, 20).

А спросим себя: интересует ли этот вопрос нас? Конечно, большинство вынуждено будет ответить, что этот вопрос абсолютно никак нас не трогает, даже несмотря на то, что мы верующие, знаем учение Церкви и ежедневно совершаем чтение Символа веры, произнося слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Что такое «чаять»? Это значит ждать не дождаться, трепетать от мысли о счастье, которое может нас ждать. Да кто из нас чает? Кто из нас вообще помнит, думает об этом?

Что нужно сделать, чтобы спастись? Здравомыслящий
человек не может этим вопросом
не задаваться. В Евангелии люди постоянно пекутся об этом, но
нас этот вопрос не занимает.

В сегодняшнем Евангелии Господь дает нам важные критерии вхождения в Царство Небесное, Он проводит водораздел между одними и другим вопросом: «Ты хоть раз в жизни кого-нибудь пожалел, кроме себя?». Та любовь, которую давали тебе мама, папа, дети, ближние, окружающие тебя, как она тобой воспринималась, была ли ответная любовь? Или ты как пожиратель любви все гасил в себе? Принимал, считая, что так и должно быть, совершенно забыв о том, что можно ответить на эту любовь. Можно человеку, любящему тебя, согреть сердце по крайней мере ответным взглядом, а можно и словом, а можно даже и делом. Было это или не было?

И вот, когда Христос тех, кого награждает Царством Небесным, прославляет, говорит о том, что Ему они служили через ближних, то праведники даже недоумевают: когда это было? В чем же их недоумение? Да очень просто: творить добро было в их природе, в глубинах их сердца была потребность изливать доброту на человека, жертвовать ради ближнего своего. И они вообще не задумывались, что делают. Они просто делали это, потому что при взгляде на то, как страдает ближний, их сердце страдало и болело.

Господь спросит: «Ты хоть раз
в жизни кого-нибудь пожалел, кроме себя? Или ты принимал любовь ближних как должное, совсем забыв о том, что можно ответить на эту любовь словом и делом?»

Но, между прочим, и те, кого Господь наказывает, тоже недоумевают: почему так? Они тоже посещали темницы и больницы, питали, кормили и одевали, делали все по заповеди, потому что знали, что если они этого не сделают, то и Господь не помилует их. Как могла произойти такая подмена? Может быть, в начале прихода в Церковь они совершили некий торг между собой и Богом по принципу «Ты – мне, а я –Тебе». Они очень трудились, исполняя эти заповеди, смотрели во все глаза, работали во все руки, но так ничего и не увидели, так ничего и не поняли.

В 7 главе Евангелия от Матфея мы читаем о Страшном суде, на первый взгляд, жесточайшие слова Христа: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22-23). В чем дело?

Блаженный Феофилакт, рассуждая над этими словами, говорит: знанием здесь Христос называет любовь. Но ведь Бог любит всех, Он есть Любовь, – говорит Священное Писание. Однако мы должны понимать, что за этими словами скрывается другая истина, выраженная языком библейским: «Отойдите от меня, проклятые, вы никогда не любили Меня». Вот и все.

Но тем, кто исполнял заповеди
по принципу «Ты – мне, а я –Тебе» 
с надеждой войти в Царство Небесное, Господь скажет: «Отойдите от меня, проклятые,
вы никогда не любили Меня».

Если каждый из нас задаст себе вопрос: а люблю ли я Бога? – то ответить будет очень несложно. Почему? Ведь чтобы констатировать, люблю ли я кого-то или ненавижу, или отношусь к кому-то равнодушно, нужно иметь перед собой этого человека и верить в то, что он есть и жив. Значит, если меня вообще никак не занимает вопрос, люблю я или не люблю Бога, то это значит, что в жизни моей Его нет.

Да, Бог есть Любовь. И эта Любовь поставит тебя на Страшный суд, встанет перед тобой, изъязвленная, с ранами на руках и ногах, с прободенным ребром, со шрамами от побоев и казни, и будет смотреть тебе в глаза. И скажет: «Вот что Я сделал для тебя, человек. А как потрудился ты? Что ты сделал? Покажи свое сердце». А что нам показывать, если наше сердце – пустоцвет? Если мы, думая лишь о себе, всю жизнь занимались исключительно поиском благ, комфорта, уюта, совершенно не думая, какие россыпи драгоценностей находятся вокруг нас в лице ближних.

В некотором смысле о Страшном суде говорит Господь в притче о 10 девах, из которых 5 было умных, а 5 – юродивых (см.: Мф. 25, 1-13). Действительно, русское слово «юродивый» больше всего подходит сюда. Нужно быть юродивым человеком, чтобы взять лампаду и забыть масло в нее налить. Мудрые девы сказали юродивым: Пойдите лучше к продающим и купите себе (Мф. 25, 9). Что купите? Кто такие продающие? Продающие елей любви для наших сердец, чтобы они могли гореть любовью, чтобы Господь поставил нас одесную, а не ошую, это наши ближние. Те самые, которые мучают нас, терзают, покоя нам не дают, отравляют нам жизнь, заставляют нас не спать ночами. Но не от любви к ним, конечно, а от ненависти к ним и от незнания, что с ними сделать, как им заткнуть рот, как сделать так, чтобы их не было в нашей жизни, чтобы они нам не мешали.

Дела милосердия – именно наши жертвы с пониманием того, что
я трачу, гроблю свою жизнь на ближнего, такого немощного, никудышного, неладного. Это и
есть то, что хочет от нас Господь.

А Христос говорит: «Идите к ним, если они вам ничего не продадут, то вы ничего и не получите». Дела милосердия – именно наши жертвы с пониманием того, что я трачу, гроблю свою жизнь на ближнего своего, такого немощного, такого никудышного, такого неладного. Это и есть то, что хочет от нас Господь. А почему? Не потому, что мы зарабатываем такими делами. Нет. Причина другая: наше каменное сердце только под напором таких действий, которые называются самопожертвованием, способно рано или поздно дрогнуть, преобразиться, стать живым, чувствительным к боли, к страданиям, а значит, и к любви.

Накануне Великого поста Святая Церковь еще и еще раз просит нас задуматься об этом. Сколько можно ходить с каменным сердцем? Сколько можно не помнить о Боге и о ближнем? Сколько, в конце концов, можно пренебрегать той величайшей помощью, которую Господь посылает нам в лице наших ближних? Если мы действительно чаем воскресения мертвых, то нужно к этому готовиться, нужно хоть как-то трепетать от мысли: «Столько лет я живу на земле, а толком ни одного доброго дела, от которого не желал бы что-то получить себе взамен, я еще не сделал и даже делать не хочу».

Сегодня Святая Церковь призывает нас по крайней мере настроиться на молитву, испросить у Господа эту ревность, это бесстрашие действовать так, как Он нас просит, а не так, как нам хочется. Если мы найдем в себе силы и решимость хотя бы молиться об этом, то обязательно поможет Господь. Потому что и Он ждет, потому что и Он чает воскресения мертвых, а вместе с ним и каждого из нас, и жизни будущего блаженного века вместе с нами.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
 
«Нечаянная Радость»
 в Марьиной роще, 
в Неделю мясопустную, о Страшном суде,

11.02.2018

Дата последнего изменения: 20.02.2018