Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Попразднство Богоявления. Преподобного Георгия Хозевита. 21.01.2018

ZakkhejjВсех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры, попразднством святого Богоявления – Крещения, а также с памятью преподобного Георгия Хозевита!

Но, пожалуй, самое главное – это то, что в сегодняшний день уже пахнуло Великим постом, поскольку мы с вами слышали Евангелие от Луки, так называемое зачало о Закхее (см.: Лк. 19, 1-10). Его нам предписано читать в Неделях, подготовительных к Великому посту, это начало Постной Триоди. Иными словами, Святая Церковь начинает в этом году очень рано готовить нас к Великому посту, и одним из важных чтений, которые подводят нас к должному восприятию Великого поста, является сегодняшнее зачало.

Многим из нас оно достаточно знакомо: один из высокопоставленных мытарей по имени Закхей, сборщик налогов в Иерихоне, услышал о том, что Христос-Мессия, Обетованный Священный Царь, которого уже прославлял иудейский народ, проходит по его улице. Понимая, что ему вряд ли удастся увидеть Господа в силу своего небольшого роста, он залезает на смоковницу. И когда Христос проходит мимо этой смоковницы, Он останавливается, смотрит вверх и говорит: «Закхей, сегодня Мне надлежит быть в твоем доме, пожалуйста, постарайся, потрудись слезть» (см.: Лк. 19, 5).

Закхей не подозревает, что Христос, воплотившийся Бог, специально пришел в Иерихон, чтобы обрести его, уже погибшего. Но когда он покаялся, Господь вписывает его
снова в число спасающихся.

И вот, счастливый Закхей ведет Христа в свой дом, и там Господь с учениками находится в общении с другими мытарями. И Закхей приходит в неописуемый духовный восторг от общения с Господом, он произносит очень важные слова: обещает воздать четверицею всем, кого несправедливо обидел, и даже половину имения своего раздать нищим. Христос же говорит ему в ответ: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9-10).

Почему Святая Церковь предлагает нам именно это зачало, очень трогательное, можно сказать, умилительное? Если мы зададимся вопросом: кем был Закхей в глазах прочих людей? – то ответ будет очень прост: его вряд ли любили, может быть, почитали в силу его высокого положения. И он, вероятно, тоже понимал, что ему оказывают почести за ту власть и силу, которую он имеет как администратор, собирая налоги для римской казны.

Но происходит нечто странное, когда он слышит, что Господь проходит мимо него. Закхей попирает всякие плотские человеческие устои о достоинстве человека, живущего в обществе. Ему становится абсолютно все равно, что будут говорить о нем. Может быть, дети начали смеяться, когда мытарь, маленький, возможно, толстенький, залезал на дерево. Многие люди, наверное, крутили пальцем у виска, показывая на него. Многие смущались, растерялись, потому что не ожидали от него таких действий, даже такой прыти, а ему было абсолютно все равно. Его интересовало только одно – увидеть Христа.

И это не было праздное любопытство. Совершенно не приходило Закхею в голову, что Христос, воплотившийся Бог, специально пришел в Иерихон, чтобы обрести его, уже погибшего, – Сам Господь констатировал это. Суд Божий изрек заблаговременно правду о Закхее – засвидетельствовал то, что он погиб. Но мы видим, что, когда начальник мытарей покаялся перед Христом, когда он искренне изменился, когда в нем что-то надломилось, неугодное Господу, Христос вписывает его опять в число спасающихся. И говорит о том, что пришел спасти погибшее.

Если наше представление о том,
как мы выглядим в глазах других, мешает работать Господу, нам необходимо попирать эти устои, рождающиеся от ложного стыда исповедовать Христа.

И вот, Святая Церковь каждого из нас располагает по-особому настроиться на Великий пост. Для этого мы должны задуматься над собой, поставить несколько важных вопросов: как мы выглядим в глазах людей и насколько для нас важно то, как мы выглядим в их глазах? И самое главное: не мешает ли нам наше представление о том, как мы выглядим в глазах других, истинно служить, работать Господу?

И если мешает, нам необходимо, как сделал Закхей, попирать эти устои, свои правила и понимания, свои духовные инсинуации, рождающиеся от ложного стыда исповедовать Христа. Не стесняясь тем, что кто-то будет крутить пальцем у виска, глядя на нас, на то, как мы себя ведем, нам нужно кидаться ко своему Господу. И, более того, исправлять свою жизнь.

Закхей сказал, что готов измениться и засвидетельствовать перемену эту своими добрыми делами, – и именно так Святая Церковь призывает нас поступить. Чтобы мы, не стесняясь исполнения заповедей Божиих, действительно были при Христе. Тогда и Он обязательно изречет о нас Свои сладчайшие словеса: «Днесь спасение дому или человеку сему бысть». Потому что каждый из нас тоже является в духовном смысле чадом Авраама, который ходит по делам Авраама, и Сын Человеческий пришел в мир спасти и взыскать погибшее. Аминь.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 
в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Попразднство Богоявления.
Преподобного Георгия Хозевита,

 21.01.2018

Дата последнего изменения: 29.01.2018