Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. 19.11.2017

jesus-christВсех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем! Евангельское чтение, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией, является очень важным: оно учит нас тому, как надо молиться.

Евангелие от Луки повествует о том, что Господь наш Иисус Христос сначала исцелил кровоточивую женщину, а затем воскресил 12-летнюю девочку (Лк. 8, 41-56). Имеет большое значение, что в обоих случаях Господь требовал со стороны людей, которым оказывал благодеяния, истинной веры.

Когда Иаир, начальник синагоги, попросил исцелить его умирающую дочь, Господь пошел в его дом. И на пути Ему встретилась женщина, 12 лет страдавшая кровотечением – неисцелимой женской болезнью. Евангелие от Марка говорит, что она все свое имение потратила на врачей, но пришла в еще худшее состояние (см.: Мк. 5, 25-26). И как это часто в нашей жизни бывает, когда все земные способы помощи исчерпаны, человек вспоминает о Боге. И эта женщина о Боге вспомнила, но не так, как это делают многие из нас.

Для многих из нас Бог – это нечто абстрактное и далекое: мы от кого-то о Нем слышали, и вот, мы начинаем заниматься гимнастикой ума – читать какие-то молитвы, которые не ложатся нам на ум и не согревают сердце. Эта женщина поступила по-другому. Она, будучи иудейкой, знала, что есть закон, который людям в нечистоте категорически запрещает касаться кого бы то ни было. Но когда она видит, что перед ее глазами идет великий Пророк, как о Нем многие говорили, а на самом деле Воплотившийся Бог, она решает, что закон, видимо, ошибается.

Совершая исцеления, Господь требует от людей, которым помогает, истинной веры. Неслучайно 12 лет продолжалась болезнь женщины и столько же
лет было умершей девочке.

И она говорит себе: «Коснусь края ризы Его и тогда получу исцеление», – и так происходит. Евангелие говорит, что течение крови у нее тотчас перестало. И Христос, чтобы обнаружить ее веру, спрашивает людей: «Кто ко Мне прикоснулся?». Апостол Петр в недоумении говорит: «Господи, Тебя окружает много людей, они Тебя толкают, касаются, как же Ты спрашиваешь о том, кто коснулся Тебя?». «Нет, – говорит Христос, – прикоснулся ко Мне некто, потому что Я почувствовал силу, изшедшую из Меня».

И тогда эта женщина, понимая, что не может укрыться от Всеведущего Бога, падает Христу в ноги и кается в том, что сделала. Но Господь говорит ей удивительные слова. Он ее не ругает, не осуждает, Он говорит: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48).

Тем временем к Иаиру подходит слуга со словами: «Не беспокой Учителя, поскольку дочь твоя умерла», но Господь говорит начальнику синагоги: Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). И мы понимаем, что Он совершает исцеление женщины, которая призналась перед всеми в своей болезни, чтобы укрепить веру Иаира. Неслучайно болезнь женщины продолжалась 12 лет и девочке тоже было 12 лет – этому числу ветхозаветные иудеи придавали важное значение. Это соответствие помогает Иаиру сохранить веру в то, что Господь может воскресить его девочку. И воскрешение совершается.

Каждый из нас так или иначе понимает, что без молитвы нам не спастись, и в сегодняшнем чтении мы находим важные уроки того, как мы должны настраиваться на молитву и вообще всегда молиться пред Лицем нашего Господа. Заповеди Христа о молитве мы находим в Евангелии: апостолы просят Господа научить их молиться (см.: Лк.  11, 1) или Христос, рассуждая о молитве, говорит удивительные слова: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Посмотрим на себя, на свои семейства: совершаем ли мы молитвы вместе, по крайней мере вдвоем или втроем? Ведь большей частью получается так, что муж молится отдельно или вообще не молится, жена молится отдельно, дети – через пень-колоду где-то когда-то помолились, и все. Но все ведь порознь, а Христос просит: двое или трое. 

Христос в Евангелии заповедует: «Имейте веру с зерно горчичное, и все, о чем ни попросите, будет по вере вашей». Но если мы верим во всемогущество Божие, почему мы так уныло молимся?

 Далее Христос говорит: «Имейте веру с зерно горчичное, и все, о чем ни попросите, будет по вере вашей. Даже если скажете смоковнице (по Евангелию от Луки) или горе (по Евангелию от Матфея) сей: перейди отсюда туда, – будет по глаголу вашему» (см.: Мф. 17, 20). Где это зерно горчичное? Для нас слова, которые говорит Господь, говоря откровенно, кажутся безумием. Признаемся себе: ну какая смоковница перейдет с одного места на другое или пересадится в море, какая гора с одного места сдвинется на другое? Для нас это лишь большая аллегория. «Христос шутит», – думаем мы. Но Господь никогда не шутил.

Но если все мы верим во всемогущество Божие и знаем, что для Бога нет абсолютно ничего невозможного, почему же мы так уныло молимся? Почему наши просьбы не действуют, почему мы уже заведомо знаем, что обречены в своей молитве ничего не получить? В чем дело?

Посмотрим на евангельское зачало: вокруг Христа были сотни, а может быть, тысячи людей, которые теснили Его, касались, а получила просимое одна женщина, которая коснулась даже не Его, а только края риз Его. В чем была уникальность ее веры? Пожалуй, самое главное – эта женщина буквально кидается ко Господу, поскольку ей ничего больше в жизни не остается. Иаир, знатный человек, тоже бросается к Иисусу за помощью, хотя фарисеи сказали твердо всем: кто будет общаться с Иисусом, будет отлучен от синагоги. Таким образом, мы видим, что человек, стоящий на грани «быть или не быть», «жить или не жить», всегда вспоминает о Боге. А мы не вспоминаем о Боге, потому что у нас в жизни все хорошо.

В чем уникальность веры
исцеленной женщины? Как и Иаир, она кидается ко Господу, поскольку ей ничего больше в жизни не остается. Человек в отчаянии всегда вспоминает о Боге.

Но все хорошо условно, поскольку мы сами с собой договорились, что все хорошо. Но внимательно посмотрим на себя: так ли это, если мы приходим в храм, но наше сердце не согревается, наш ум не восхищается, вместе с псалмопевцем мы ни разу в жизни не могли сказать: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? (Пс. 34, 10). Какие великие слова, но они для нас кажутся безумием.

Получается, что мы ведем себя как люди неверующие. Или по крайней мере люди, верующие в то, что нам самим очень хочется, но на самом деле Церковь нас этому не учит. Наша земная жизнь, которую мы справляем, это дело рук наших. Мы ее выковали, мы ее слепили, мы ею живем, поэтому мы в нее Господа не допускаем. Но когда мы вспоминаем о смерти или, лучше сказать, вспоминаем о том, что нам хочется вечно жить, мы призываем в помощь Господа.

А между тем как верующие люди мы должны утверждать сами для себя очень важный аспект. Мы не вызвали себя из небытия по своему желанию, а пришли в мир по Любви Божественной, по Его желанию, чтобы быть с Ним. Мы не воспитывали себя, не поили, не кормили, когда были маленькими, не принадлежали себе. А кому мы принадлежали? Кто о нас беспокоился? Мы скажем: наши родители (вот только жаль, что мы о них не очень-то беспокоимся!). А если мы люди верующие, то мы скажем, что наши родители – это орудие промысла Божиего. И получится опять, что Господь о нас пекся, воспитывал, питал, кормил, вразумлял. Где же благодарность?

Вся жизнь наша зависит от Бога. Когда восчувствует это человек,
то у него появляется сердечная молитва, которая достигает Господа. И тогда Господь обязательно отвечает.

Но мы говорим о другом – о том, что мы свою земную жизнь, которую совершаем, выводим за рамки нашей веры, нашего вероучения, нашего вероощущения. И это очень плохо, и так не должно быть. Один подвижник благочестия написал в дневнике: «Вера есть степень осознания своей зависимости от Бога». Вся жизнь наша зависит от Бога. Но кто это чувствует? А вот когда восчувствует это человек, то тогда действительно у него появляется сердечная молитва. Молитва, которая, восходя, пронзает Небеса и достигает Господа. И тогда Господь обязательно отвечает.

Самое главное для нас – научиться так молиться. Где эту молитву взять? Нельзя же просто себе сказать: буду молиться, не сомневаясь, что Господь Всеведущий может все. Нужна какая-то подвижка в вере, в нашей воле, в конце концов, в умении молиться. И этому никто не сможет научить, кроме Церкви Христовой, кроме храмового Богослужения, которое постоянно обращает наше внимание на то, как, о чем, когда нужно молиться. Но беда наша заключается еще и в том, что мы в храм ходим очень редко, да и в храме не прислушиваемся ни к чему из того, что читают, поют, возглашают.

Сегодняшнее евангельское зачало каждому из нас напоминает о важности молитвы в жизни верующего человека: молитвы не формальной, а живой, горячей, которая всегда ходатайствует перед Христом, чтобы не только нас, но и наших ближних, за которых мы так часто вяло и уныло молимся, Он вразумлял и приводил к Своему Небесному Царству. Будем стараться, чтобы такая молитва стала достоянием нашей жизни.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 24-ю по Пятидесятнице,

19.11.2017

 

Дата последнего изменения: 25.11.2017