Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 12.11.2017

iscelenieС воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной литургией мы слышали с вами евангельское зачало, повествующее об исцелении нашим Господом гадаринского бесноватого, – страшное событие, о котором повествуется в трех Евангелиях  (см.: Лк. 8, 26-39).

Когда Господь приходит в пределы Гадаринские, Его встречает бесноватый человек. На вопрос Христа о своем имени он отвечает: «Имя мне легион», – и еще он говорит: «Зачем Ты пришел мучать меня?». Господь повелевает бесами выйти из этого человека, и они вселяются в свиней, пасущихся рядом на берегу озера. Согласно Евангелию от Марка, две тысячи свиней бросаются с крутизны в море. Священное Писание повествует, что позже исцеленный человек находится при Иисусе – одетый, в здравом уме – и просит Христа позволить ему идти вместе с Ним. Но Господь, удаляясь из пределов Гадаринских, просит этого человека пойти туда, откуда он родом, чтобы возвестить людям, что сделал ему Бог.

Это очень простое повествование, но мы понимаем, что Церковь неслучайно не один раз в год предлагает нам это чтение услышать. Какие важные уроки в этом повествовании мы можем извлечь именно для себя? Пожалуй, самый главный вопрос: чем принципиально отличался человек в состоянии беснования от того состояния, в котором он оказался, когда его исцелил Христос?

Чтобы быть со Христом, нужно исполнять волю Божию. Если
даже рядом с тобой физически
нет Христа, но ты исполняешь
волю Божию – ты с Ним. Или,
лучше сказать, Он с тобой.

Когда он в здравом уме просит Христа разрешить ему следовать за Ним – он хочет быть только с Господом, ему больше никто не нужен – то Христос говорит ему: «Пойди в свое селение и возвести все, что тебе сделал Бог». И Писание говорит, что этот человек идет и исполняет повеленное ему. Он улавливает очень важный момент: чтобы быть со Христом, нужно исполнять волю Божию. Если даже рядом с тобой физически нет Христа, но ты исполняешь волю Божию – ты с Ним. Или, лучше сказать, Он с тобой. А вот когда человек был в состоянии беснования и Христос находился рядом с ним, он не был со Христом.

Почему это очень важно для каждого из нас? Мы понимаем, как сложно исполнять волю Божию. Мы знаем, как это бывает тяжело. Как это бывает практически для каждого из нас невозможно. Очень часто мы уподобляемся этому человеку, хотя не являемся бесноватыми. По учению Церкви, каждый человек испытывает влияние падших бесовских сил.  И очень часто своей жизнью мы говорим Христу: не мучь меня. Посмотрим на себя внимательно: часто мы идем в храм по очень простой причине – мы хотим отдать долг Христу. Мы как бы говорим: «Не мучь меня, я схожу в храм, и Ты меня оставь в покое еще по крайней мере на неделю, чтобы я мог исполнять волю не Твою, а свою». Поэтому многие духовники, рассуждая над этим текстом Священного Писания, говорят о том, что в этом смысле мы не многим отличаемся от бесноватого.

И только в том случае, если мы исполняем Его святую волю, мы оказываемся вместе со Христом. Вспомним слова Господа, сказанные фарисеям, когда они обвиняли Его в том, что Он изгоняет бесов силою Вельзевула, князя бесовского: «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если не свяжет хозяина этого дома» (см.: Мк. 3, 22-27). А еще Христос говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Не созидая дело своего спасения
(а мы должны этим заниматься
в любой момент нашей жизни),
мы становимся против Христа, расточаем то великое дело, которое Он призывает нас исполнить.

Оказывается, что когда мы не со Христом, а со Христом можно быть единственным и исключительным способом – исполнять Его святую волю, значит, мы против Него. И если мы не созидаем дело своего спасения (а мы должны этим заниматься абсолютно в любой момент нашей жизни), мы становимся против Христа, мы начинаем расточать то великое дело, которое Он призывает нас исполнить.

И вот тогда мы должны поставить вопрос: как же быть верующему человеку? Ведь мы должны честно признаться, что очень редко бываем со Христом через исполнение Его святой воли. Поэтому эпицентр наших усилий, которые мы должны прилагать, должен приходиться именно на нашу волю, над этим мы должны работать. Но с чего начать, как это сделать?

Сегодняшнее апостольское зачало предлагает нам очень важные слова апостола Павла: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9). А затем апостол говорит: Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).

Итак, нормальный человек, созданный Богом, это тот человек, который исполняет дела Божии. Причем он не задумывается над тем, должен он их исполнить или не должен, хочет или не хочет, волит он к этому свою волю или не волит, он должен их исполнять.

И когда мы ставим перед собой вопрос: как же свою волю сдвинуть в вопросе исполнения или, лучше сказать, подчинения Божественной воле, то ответ будет простой. Ведь очень часто в жизни мы имеем дела, которыми хвалимся, которым радуемся, которыми тщеславимся абсолютно на каждом шагу. Мы можем даже из мухи слона раздуть, чтобы нам было чем похвалиться.

Человек, усвоивший навык постоянного благодарения Бога, начинает вкушает радость
оттого, что Господь близко, исполнять Божественную волю
и соподчиняться ей с радостью.

Но апостол Павел говорит: «Не от дел ваших ваше спасение, а от Бога – это Божий дар. А добрые дела вы должны сами собой исполнять». Поэтому наша задача – эту радость о себе перевести на Бога, прославить Его и поблагодарить за то, что нам радостно жить, оттого что не забывает нас Господь, дарует нам это чувство. А когда появляется навык постоянного благодарения Бога, то воля человеческая начинает тоже вкушать эту радость. Радость не оттого, что все хорошо, а радость оттого, что Господь близко. И человек начинает исполнять Божественную волю или соподчиняться Божественной воле с радостью и с удовольствием.

Сегодняшнее евангельское зачало об исцелении бесноватого человека являет нам явное, четкое различие – чем отличается человек Христов от человека обычного, поэтому оно должно быть знамением, знаком, символом для каждого из нас. Только исполняя волю Христову – а ее до нас доносит Святая Церковь, она является Его устами и Его руками – мы сможем называть себя истинно христианами. Если этого нет, то тогда все не так, все обман, и все это ставит под вопрос наше спасение.

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 23-ю по Пятидесятнице,

12.11.2017

Дата последнего изменения: 16.11.2017