Проповедь протоиерея Георгия Климова в Димитриевскую родительскую субботу перед панихидой. 28.10.2017

panihida 1Дорогие братья и сестры, сегодня мы пришли в храм помолиться о наших усопших, о православных воинах, которые за веру и Отечество положили свою жизнь. Господь в Евангелии говорит, что нет больше той любви, когда человек душу свою или жизнь свою положит за други своя (см.: Ин. 15, 13).

Именно поэтому Святая Церковь практически за каждой Литургией поминает вождей и воинов православных, которые отдали жизнь по заповеди Божией за жизнь мира, чтобы могла существовать страна и Церковь – Носительница или Хранительница Вселенского Православия. Может быть, для кого-то это звучит высокопарно, для кого-то – банально или риторически, но воины, отдавшие жизнь за Родину, отстояли возможность всему этому осуществляться.

Но часто мы приходим в храм неосознанно, по старой памяти: в родительскую субботу нужно в церкви написать записку, что-то принести на канон, свечи поставить и так далее. Зададимся вопросом: насколько это приятно Богу, нашим усопшим сродникам, зовет ли нас в храм любовь или что-то другое? Может быть, это суеверный страх: если что-то не выполнить или сделать не так, то Господь накажет. Но за этим нашим духовным «одеревенением» стоит нечто более страшное – то, что можно назвать неверием Преданию.

Поминание усопших – древнейшая обязанность, которая вменена Церковью христианам. Но часто
мы приходим в храм неосознанно, руководствуясь суевериями, являя этим неверие Преданию.

Мы знаем, что поминание усопших есть древнейшая обязанность, которая вменена Церковью христианам с самых первых лет Ее существования. Многие святые отцы утверждают, что это заповеди святых апостолов – приходить в храм, поминать усопших, молиться, обязательно соединяя панихиду с Божественной Литургией, на которой совершается Пресуществление Святых Христовых Тайн и верующие вступают в теснейшее общение с Христом Богом через Причастие. Насколько заповеди апостолов для нас серьезно звучат? Да, апостолы заповедовали, ну и что? А почему они это заповедовали? Поразмыслили и решили, что лучше пусть будет так? А потом еще мало ли кто что напридумывал? Думать так – страшная дерзость и хула против Церкви.

В книге Деяний мы находим очень важное свидетельство того, что Воскресший Господь в течение сорока дней являлся апостолам, Своим ближайшим ученикам, и, находясь с ними в теснейшем общении, учил их тайнам Царствия Небесного. И мы можем утверждать, что Господь не мог не научить апостолов тому, как следует поступать верующим людям, чтобы давать облегчение тем, кто является их сродниками и уже переступил порог Вечности. Ведь это и есть самые что ни на есть важные тайны Царствия Небесного, которые постоянно беспокоят верующего человека.

За апостольской заповедью совершать поминовение усопших стоит заповедь Самого Христа, Который есть Воплотившийся Бог,
в Своих руках держащий весь мир –
и усопших, и живых.

А если это так, то за апостольским преданием, за апостольской заповедью совершать поминовение усопших стоит заповедь Самого Христа, Который есть Воплотившаяся Истина, а самое главное, Воплотившийся Бог, в Своих руках держащий весь мир – и усопших, и живых. Поэтому Он не может ошибиться, уча апостолов, что нужно делать для того, чтобы верующему человеку, переступившему порог Вечности, было благо. 

Итак, Христос заповедует, чтобы мы, живущие на земле, приходили и поминали умерших. Воскресший Спаситель Своим воскресением утвердил истину Своих слов, сказанных не только после воскресения, но и до него, и все это заставляет нас по-особому относиться к тому, что предлагает нам Святое Евангелие. «Если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не сможете наследовать жизнь вечную. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем», – говорит Господь (см.: Ин. 6, 53-56).

Какие важные, страшные, победоносные для каждого из нас слова! Верующий человек слышит их и понимает, что они однозначно говорят о необходимости причащения, участия в Святой Евхаристии. Но мы видим из года в год, как мало людей причащается в родительские субботы, несмотря на то что храмы полны людей, не только наш, но и прочие храмы. А к Чаше с Причастием подходят единицы, почему? По всей вероятности, ответ на этот вопрос очень прост: мы не верим слову апостолов, мы не верим слову Божиему.

Христианин, приступающий
к Святому Причащению, в Боге
Духе Святом соединяется
с душами усопших сродников церковной соборной молитвой
по всемогуществу Божественному.

Но все-таки мы приходим в храм. А если мы приходим в храм, значит, не поздно еще все исправить, не поздно еще начать участвовать в святых церковных Таинствах – Исповеди и Святой Евхаристии. Ведь тот, кто регулярно это делает, может засвидетельствовать, как часто торжествует сердце в дни родительских суббот, потому что человек чувствует, что в Боге Духе Святом он соединяется с душами своих усопших сродников. Не силою своей, ни молитвою своей, а церковной соборной молитвой по всемогуществу Божественному.

И поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, давайте помолимся об упокоении наших усопших сродников и пообещаем Господу в доброй совести стараться исполнять Его заповеди так, как Он нам заповедал. Не кое-как, сикось-накось, раз в год придя в церковь, что-то послушав и с удовлетворением подумав, что что-то достойное сделал. Нет. Будем стараться, как заповедует Святая Церковь, в полноте, то есть через Святое Причащение, приступать к соборной молитве об упокоении, и тогда мы действительно принесем величайшее благо нашим усопшим сродникам.

Тогда то, о чем мы молимся постоянно в заупокойных службах – чтобы Господь со святыми упокоил усопших – станет, мы верим, вполне осуществимо. И тогда неизреченная радость наполнит наши сердца, и причина этого будет очень простая: Господь убедит нас в том, что Он всемогущ и Своим милосердием поступает так, как обещал Своим апостолам; так, как они заповедовали поступать нам.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Димитриевскую родительскую субботу,

28.10.2017

 

Дата последнего изменения: 01.11.2017