Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. 22.10.2017

nainС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня за литургией мы с вами слышали евангельское повествование о воскрешении Господом сына наинской вдовы (см.: Лк. 7, 11-16). Священное Писание говорит нам о том, что Господь с учениками однажды проходил мимо небольшого города Наина, из которого выходила погребальная процессия.

Женщина, будучи вдовой, несла хоронить своего сына. Христос, умилосердствовавшись, остановил эту процессию, коснулся рукой одра и воскресил юношу, и отдал его матери. И слух о том, что Господь не только исцеляет болезни, но и воскрешает мертвых, разнесся по всей иудейской стране. И люди, слышавшие об этом великом чуде, говорили: действительно, великий пророк восстал среди нас.

Наверное, все мы хорошо знаем это повествование: оно невелико и очень просто. Но то, о чем в нем говорится, поистине есть величайшее свидетельство для каждого из нас существования, залога Вечной блаженной жизни. И при чтении этого евангельского рассказа в сердце верующего человека, жаждущего вечного спасения, должна восходить заря и светом озарять, любовью согревать, верою вдохновлять его на будущую жизнь ради Царства Небесного.

Чудо воскрешения Господом сына наинской вдовы – это величайшее свидетельство существования, залога Вечной блаженной жизни, которое должно вдохновлять верующего человека.

Но так ли происходит с нами? Вот, многие из нас сегодня слышали это евангельское зачало, а многие и не слышали. Но если многих из нас, сейчас слушающих то, что я говорю, спросить завтра или послезавтра: о чем было Евангелие воскресное? – не все смогут ответить. Нам почему-то безразлично все то, что нам предлагает сегодня услышать Святая Церковь. Из-за чего это происходит?

А если мы слышим о воскрешении человека нашим Господом Иисусом Христом, то, наверное, многие из нас очень скептически в сердце относятся к тому, о чем говорит Евангелие. «Да, воскресил, Он же Бог, – думаем мы, – ну и что дальше, меня-то не воскресил или моего родственника не воскресил и не воскресит». И вот это духовное кощунство, которые мы позволяем себе совершать в умах и сердцах, в первую очередь делает нас людьми неверующими, неспособными к вере, атрофированными к возможности воспринимать слово Божие.

А между тем очень важный урок сегодняшнее Евангелие каждому из нас преподносит. Да, мы говорим, что Господь воскресил этого юношу. Но следующий вывод логический, который мы не можем не сделать: воскресить-то воскресил, но ведь рано или поздно этот человек опять заболел и умер. Господь воскресил его для временной жизни, но не навсегда. И мать-вдова, кто знает, после воскрешения отрока, сколько еще испытаний пережила, когда он сильно болел, может быть, еще раз и два и три был на грани смерти. А разве Господь не знал, что воскрешает отрока для временной жизни, которая дана ему не навсегда? Конечно, знал. Тогда для чего это делает Господь, для чего Он изливает это временное благодеяние на человека?

Равнодушие к слову Евангелия, неверие, духовное кощунство делают нас людьми, неспособными
к вере, атрофированными к возможности воспринимать
слово Божие и следовать ему.

Когда человек погружается в суету или, лучше сказать, в чувственность и становится порабощенным страстями, то в таких случаях обычно требуется исключительное, особенное действие Божие, которое могло бы вывести человека из этого состояния – своего рода «реанимационные меры» применяет Господь. В этом чуде воскрешения отрока наинской вдовы Он являет знамение, то есть знак, символ существования Вечной жизни для каждого из нас: и для Своих современников, и для тех, кто жил позже, и для нас, стоящих здесь в этом храме. Само переживание, созерцание воскрешения человека есть мощнейшее свидетельство существования Вечной блаженной жизни, духовного мира, дара Божественной благодати, который способен вызвать человека и из небытия, и из уз вечной смерти.

Казалось бы, что еще надо человеку? Но сердца многих из нас, практически всех людей не откликаются на эту благую весть, не радуются тому, что делает для каждого из нас Господь, безразличны к тому, какое свидетельство Он приносит и с чем это связано. Почему же нам все равно? Ответ на этот вопрос находится в Евангелии, но, чтобы его найти, сначала нужно открыть и прочитать эту книгу. Но даже читая Евангелие, мы часто начинаем искать в событиях какой-то предельный гипердуховный смысл. Вместо того чтобы возрадоваться тому, что может сделать наш Господь в буквальном смысле слова – воскресить умершего, мы переводим это событие в какой-то предельный символизм: душа, тело, отрок, вдова. А в первую очередь мы должны воспринимать слово Божие так, как оно нам заповедует себя воспринимать.

Многие из нас знают простые заповеди из Евангелия от Луки. Господь говорит: «Да не отягчаются сердца ваши объедением и пьянством» (см.: Лк. 21, 34), «пусть будут чресла ваши препоясаны» (см.: Лк. 12, 35). Если мы будем искать здесь духовный смысл, духовный символизм, то мы его, конечно, найдем. Потому что, действительно, можно назвать чреслами и нечто духовное – то, что хочет работать страстям, но не должно, и мы должны их препоясывать, то есть не давать возможности своему духу впадать в эту зловонную греховную жижу, которая изливается на нас из многих источников мира, лежащего во зле.

Мы часто ищем в событиях Евангелия гипердуховный смысл вместо того, чтобы исполнять простые заповеди. Но мы должны воспринимать слово Божие так, как оно заповедует себя воспринимать.

Но ведь в первую очередь заповедует Господь самое простое: человек, потуже подвяжи ремнем свои чресла, не отягчай сердце объедением и пьянством, не объедайся, не опивайся. Вот, в принципе, и все, что хочет от нас на первых порах Господь. Почему мы пренебрегаем этими важными заповедями? У кого сейчас на чреслах ремень подпоясан так, что можно его почувствовать? Да ни у кого, конечно. А кто не позволит себе, придя домой, объесться и опиться так, что сердцу будет дурно вспоминать и о молитве, и о поклонах, и о духовных упражнениях, тем более о хождении в храм? Да практически каждый стоящий здесь разрешает себе расслабиться, отдохнуть.

Но если мы пренебрегаем элементарными правилами, которые заповедует нам соблюдать Господь, то все остальное, что способно, готово и хочет открыться для нас как помощь в деле спасения, закрывается нами самими. И из-за того, что у нас нет самой простой, элементарной, не какой-то там величественной, а самой что ни на есть будничной силы воли, мы становимся беспомощными, ничего не могущими, безрадостными, скучными, серыми людьми. И поэтому такие евангельские чтения, как сегодняшнее, когда, можно сказать, со страниц Евангелия кричит в наши сердца и умы торжество Православия, не трогают нас, мы проходим мимо, воспринимаем эти события Священной истории как серые будни. И это есть свидетельство того, что мы стали людьми безответными, бесчувственными и жестокосердными к восприятию слова Божия.

Сегодня мы чествуем память святых отцов седьмого Вселенского Собора. Кто из стоящих здесь может сказать, когда был этот собор, какую ересь низвергли эти святые отцы, назвать хотя бы несколько имен? А что же мы их тогда прославляем? И здесь мы видим наше полное безразличие к тому, что Святая Церковь предлагает нам для спасения совершать, кого чествовать и благодарить.

Поэтому, дорогие братья и сестры, всех призываем повнимательней относиться к тому, что нам предлагает Святая Церковь, с большим благоговением и простотой восприятия исполнять то, что заповедует Господь. Не будем искать духовного смысла там, где его не надо искать. Буквально в простоте будем принимать заповеди Божии, и пусть наши сердца будут не отягчены ни объедением, ни пьянством, и пусть наши чресла будут препоясаны.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 20-ю по Пятидесятнице,

22.10.2017

 

Дата последнего изменения: 26.10.2017