Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 15.10.2017

knigaС воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня за литургией мы с вами слышали, наверное, одни из самых главных слов, которые может найти верующий человек в Евангелии. Это слова Господа, являющиеся, безусловно, важнейшим критерием, по которому можно определить, спасается ли человек или не спасается (см.: Лк. 6, 31-36).

Свои слова Христос обратил ко всем тем, кто слушал Его, и в первую очередь к апостолам. Он сказал: «Если вы любите любящих вас, то зачем вам нужна благодать? Потому что точно так же делают и грешники. Если вы даете взаймы тем, от кого ожидаете получить, то зачем вам нужна благодать? То же самое делают и грешники». А дальше Христос сказал, чтобы мы любили наших врагов, молились за проклинающих нас, любили ненавидящих нас. Потому что и Отец Небесный посылает дождь и солнце и на неблагодарных, и на злых, и на грешников. И заключает Господь Свою речь словами: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден есть».

Эти слова, если подходить к ним в простоте восприятия, не требуют никакого объяснения. Как сказал Христос, так верующий человек и призывается исполнить. А если он не может исполнить, то он призывается покаяться в том, что он не в состоянии это сделать, исповедовать свою немощь, сказать: «Да, Господи, я абсолютно подобен грешнику или язычнику», – как мы читаем об этом в Евангелии от Матфея, или мытарю, которому уподобляет Христос тех, кто делает все с какой-то определенной выгодой (см.: Мф. 5, 46-47).

Беда верующего человека в том,
что он до состояния грешников, язычников и мытарей еще не
дошел: они любят любящих их и
в долг дают тем, кто им отдаст,
а христианин – нет.

Но вся беда заключается в другом. Об этом сказал святитель Иоанн Златоуст на рубеже четвертого и пятого веков, когда практически вся Византийская империя стала уже христианской. Святитель сказал о том, что верующий человек еще и до состояния грешников, язычников и мытарей не дошел. Потому что те хоть любят тех, кто их любит, и в долг дают тем, кто им должен будет отдать. А если мы посмотрим на себя – верующих, православных христиан, носителей учения о великой Божественной Любви, – то окажется, что мы им еще и не начали уподобляться.

Разве мы любим любящих нас, разве мы даем в долг тем, кто обещает нам обязательно отдать? А что уж говорить о тех, кого нам заповедует Господь любить, – врагов наших, ненавидящих нас, проклинающих нас. Нам до этой любви как до неба. И один подвижник благочестия, призывая верующего человека внимательно относиться к тому, что он называет любовью, сказал: «Не будем любить нашу нелюбовь. Но не будем любить и нашу любовь, потому что она не Любовь».

А что это значит? Сегодняшнее евангельское зачало буквально вдребезги разбивает все наши понятия о любви: той любви, о которой нам говорит мир, о которой нам говорит плотское мудрование, о которой говорит падшее наше естество. Господь говорит: любите. Но наше коварство заключается в том, что мы называем то чувство, которое имеем, любовью, хотя оно абсолютно есть нелюбовь, и говорим: «Я люблю, Господи». Христос говорит: человек, без любви не спасешься, но мы рассуждаем: «Поскольку я люблю, значит, я спасусь».

Слова Христа разбивают мирские понятия о любви: мы называем то чувство, которое имеем, любовью, хотя оно абсолютно есть нелюбовь, и при этом надеемся на спасение.

Но где гарантии, что то, что я называю любовью, есть любовь? Вот эти гарантии или критерии, по которым можно отличить любовь от нелюбви, сегодня в Евангелии нам даются. Господь каждому из нас предлагает посмотреть внимательно на себя. И если то, что мы называем любовью, прекрасно вписывается в Его слова о том, что то же самое делают язычники, грешники и мытари, то нам надо забыть об этой любви. Она нам абсолютно не нужна. Почему? Да все очень просто: наше спасение бывает через дар благодати исключительно. А Господь говорит: зачем тебе тогда нужна благодать, если ты и так называешь любовью то, что имеешь?

Неслучайно Святая Церковь неоднократно предлагает верующему человеку в течение богослужебного года евангельские чтения, где говорится о любви. Если мы будем более внимательно приобщаться к тому, что совершается в храме за богослужением, то мы увидим, что все тексты, молитвы, молитвословия, песнопения буквально пронизаны одной и той же мыслью: они пытаются научить человека истинной любви, которая является спасительной.

То, что сегодня говорит Христос апостолам, сродни тому, что Он скажет на Страшном суде осужденным на вечные муки: «Я был в темнице, был в больнице, был нагим, был жаждущим, почему ты не напоил Меня, не накормил, не напитал?» (см.: Мф. 25, 41-43). Христос неслучайно призывает нас эту любовь иметь и заканчивает Свои слова сравнением с Отцом Небесным. Казалось бы, как можно дойти до такого уподобления: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден есть»?

Христос призывает нас любить врагов и ненавидящих нас. Не открыв сердца для дара любви,
мы не сможем почувствовать
своей близости к Отцу Небесному, который есть Милосердие.

Но ведь то-то и оно, что Бог может для каждого из нас начать восприниматься как Отец только в одном случае: если наше сердце сроднится Тому, Кто есть на самом деле Бог. Он для нас в данном контексте Милосердие с большой буквы. И не открыв свое сердце для дара любви, для милосердия, к которому призывает нас Христос, мы никогда не сможем почувствовать этой своей близости к Отцу Небесному. А если не сможем, то что нам делать в раю, зачем нам туда? Если нам не нужен Бог Отец, то зачем нам нужен Его рай? Очень жестоко звучит, правда?

Но ведь вся наша жизнь проходит под этим девизом: я иногда вспоминаю о Боге, потому что есть заповеди, которые мне обещают вечную жизнь. Я очень хочу вечно жить. Поэтому пойду-ка я схожу в храм. Заповедь мне говорит: обязательно причастись, обязательно поисповедуйся, и ты будешь вечно жить. И я иду и причащаюсь, и исповедуюсь, но не потому, что я люблю Бога, не потому, что сердце Его милосердно, а потому, что мне хочется вечно жить. А хочу я быть с Богом или не хочу – это неважно, я махаю на это рукой и говорю: «Да это я потом решу. Лично мне бы только жить вечно».

Дорогие братья и сестры, будем очень внимательны к словам Евангелия. Не будем лениться, не будем пренебрегать теми, казалось бы, давно известными нам словами, которые и сегодня мы слышали в евангельском чтении. Будем рассуждать над ними, будем стараться, чтобы они вошли в нашу жизнь, в наши умы, в наши сердца, в нашу плоть и кровь, чтобы мы могли четко себе представить, кто мы на самом деле и на каком расстоянии от истинного спасения мы находимся через свою нелюбовь.

Аминь!                                                                

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице,

15.10.2017

 

Дата последнего изменения: 21.10.2017