Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 24.09.2017

pritchaВсех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали притчу нашего Спасителя, которая называется притчей о талантах (см.: Мф. 25, 14-30). Каждый из нас знает эту притчу: Господь или, лучше сказать, Господин, отходя в далекую страну, дал своим подданным таланты.

Одному дал пять талантов, второму – два, третьему – один. И те, кто получил таланты, по-разному поступили: один отдал их в торг и вместо пяти имел уже десять, другой два таланта приумножил в четыре. Но тот человек, который получил один талант, зарыл его в землю, и когда пришел Господин и потребовал отчета о том, как он употребил свой талант, он ответил: «Я знаю, Господин, что ты жнешь, где не сеял, и собираешь там, где не расточал, поэтому вот тебе твое, возьми» (см.: Мф. 25, 24-25).

Господь первых двух, которые приумножили вдвое данное им, ублажает и говорит, чтобы они вошли в радость Господина своего, а последнего осуждает на вечные муки, поскольку тот не приумножил талант. Господин говорит, чтобы его выбросили во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. А дальше добавляет такие слова: «Тот, кто думает, что имеет, потеряет и то, что имеет» (см.: Мф. 25, 29).

Господь первых двух слуг, приумноживших данное им, ублажает и говорит, чтобы они вошли в радость Господина своего,
а последнего, зарывшего талант, осуждает на вечные муки.

Слово «талант» в нашем обычном обиходе обозначает нечто, связанное со способностями человека. Поэтому, когда мы о нем слышим в притче, мы думаем о способностях, которые были даны этим людям, и в силу этого не всегда правильно понимаем притчу. Надо учитывать, что Господь обращается к ветхозаветным иудеям, которые были буквально зациклены на богатстве земном. И, более того, зацикленность эта отчасти объяснима, поскольку они считали, что если у тебя есть богатство земное или материальное, иными словами – деньги, значит, ты благословен от Господа, а если нет, значит, что-то не так.

И вот, талант – это не просто пять рублей, и не тысяча рублей, и даже не миллион. Талант по тем временам – это баснословная сумма денег. Один талант был равен десяти тысячам динариев, а десять динариев – это в среднем месячный доход среднестатистического иудея. Если мы знаем об этом, то нам становится непонятным: как же надо поступить с тем, что нам оставил Господин, например с пятью талантами?

Присмотримся к тому, что происходит с нами в жизни. Если вдруг что-то откуда-то на нас сваливается, большая сумма денег или какое-то другое материальное богатство, что мы с ним делаем? Конечно, мы его зарываем в землю. Мы его храним всеми правдами и неправдами, так, чтобы никто не узнал о нем. Не дай Бог кто-нибудь узнает! Или каким-то образом получаем проценты с этого огромного богатства. Но всегда обращаем его на себя исключительно, на свою земную радость и счастье, то есть зарываем в землю: используем для того, чтобы получить земные удовольствия и утехи или по крайней мере нормальную комфортную жизнь.

Получив богатство, мы его зарываем в землю: используем
для собственного удовольствия.
А притча призывает нас раздать свои таланты другим, чтобы
они принесли прибыль.

А притча призывает совсем к другому. Получил этот талант – пусти его, пусть он будет роздан тобою и тогда принесет прибыль в два раза больше. Какие же таланты мы имеем, благословленные нам Господом, несоизмеримые с обычными вещами в нашей жизни? Что это?

Конечно, это жизнь, это вера наша, которые приносит нам Господь. Апостол Павел говорит: «Вы куплены дорогою ценою, пролитием крови Богочеловека» (см.: 1 Кор. 6, 20). Вера – это величайший, драгоценнейший дар. Ничего подобного никто никогда придумать, изобрести не мог. Это данное нам Божественное откровение о том, как спастись. Что может быть соизмеримо с ним? Еще один величайший талант – это любовь, которую мы имеем к Богу и к ближним и должны развивать в своих сердцах и умах.

А как мы пользуемся этими талантами? Разве мы расточаем, раздаем, молимся Господу, чтобы Он приумножил то, что мы имеем? Конечно, нет. Абсолютно все вышеназванное мы буквально замыкаем на себя. Жить я хочу так, чтобы мне было очень хорошо, а как живут другие, мучаются ли они, страдают – мне все равно. Конечно, я верю, но я верю в то, что я спасусь, а спасутся ли другие, я не знаю и мне все равно. А любовь? Разве я люблю ближнего, люблю Бога? Да я себя только и люблю. И если я пытаюсь изобразить в себе хоть какую-то любовь по отношению к ближним, то делаю это исключительно для того, чтобы они засвидетельствовали мне, что любят меня. Больше мне от них ничего не надо. А люблю ли я их на самом деле или не люблю, какая разница? Главное, чтобы мне было хорошо. Вот эти три таланта мы и закопали в землю, думая, что имеем что-то.

Драгоценные, бесценные таланты, благословленные нам Господом, – это наша жизнь, вера, любовь, которую мы имеем к Богу и ближним и должны развивать
в своих сердцах и умах.

А придет Господь и потребует отчета, Он скажет: покажи, человек, где прибыль, принесенная тебе в течение жизни от тех талантов, которые ты имел? И что мы покажем? Жизнь как была земной, так и осталась. Вера как была зациклена на своем индивидуальном, личном спасении, так и осталась. Любви не приумножилось абсолютно ни к кому, кроме себя. И Господь скажет: ты думал, что имеешь? Ты ничего не имеешь, все, что Я тебе дал, – Мое, Свое Я и заберу.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая над теми талантами, которые дает Господь человеку, говорит так: «Никто абсолютно не сможет оправдаться пред Богом в том, что он не приумножил таланты, потому что по крайней мере у каждого есть руки». А что это значит? Это значит, что если ты своими руками не сделал ни одного доброго дела, то ты не оправдаешься. Что значит доброго? То есть жертвенного. Что значит жертвенного? То есть дела милосердия. Что значит дело милосердия? Дело, которое пусть не принесло тебе абсолютно никакого счастья, достатка и радости, но ты его сделал, потому что хотел помочь ближнему, потому что у тебя болело сердце при виде его страданий.

Притча о талантах очень отрезвляющая. Она сподвигает
нас задуматься о том, как мы распоряжаемся своим добром, приумножили мы что-то в Вечной жизни через свои дела или нет.

Притча о талантах, неоднократно читаемая в течение богослужебного года в церкви, очень отрезвляющая. Если мы в нее вчитываемся, вдумываемся, рассуждаем над ней, она действует на каждого из нас. По меньшей мере, должна действовать. Она сподвигает нас задуматься о том, как мы распоряжаемся своим добром, приумножили мы хоть что-нибудь там, в Вечной жизни, через свои дела или нет. Внимательно посмотрим на себя: конечно, многие из нас должны будут констатировать, что там, в Царстве Божием, нас ждет абсолютный ноль. Потому что все, что мы делаем, есть исключительно занятие собою и приумножение своих земных благ и счастья.

Святая Церковь призывает каждого из нас более ревностно, мужественно, отрешенно отнестись к тому, как мы живем. Призывает нас постараться во что бы то ни стало те таланты (вспомним опять святителя Феофана Затворника: хотя бы руки имеем!) использовать для приумножения тех сокровищ и богатств, которые нам обещает Господь. А что Он нам обещает? Когда Господь похваляет тех, кто приумножил талант, говоря «над многим тебя поставлю», Он добавляет: «войди в радость Господина своего» (см.: Мф. 25, 23). Вот это многое и есть радость о нашем Господе, радость о Вечной блаженной жизни. И тот, кто испытал ее хоть раз в жизни, понимает, что с ней не сравнимо никакое земное счастье. Не будем свои способности, свои силы, свое время, свою любовь, свою веру, свою жизнь зарывать в землю. Постараемся сделать так, чтобы они работали на Царствие Небесное и приносили духовную прибыль.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 16-ю по Пятидесятнице,

24.09.2017

 

Дата последнего изменения: 02.10.2017