Слово протоиерея Георгия Климова на Молебне перед началом учебного года. 28.08.2017

jazykВсе знают, как важно получить хорошее, правильное образование. Но, хотим мы или не хотим, человек, живущий в сосредоточении цивилизации, часто даже не задается вопросом: зачем все-таки детей нужно учить?

Как по накатанной  рождается, приходит человек в мир, и мы уже загадываем, какое образование ему дадим, абсолютно не задумываясь над вопросом: зачем ему это образование, что оно даст? Нам хочется, чтобы это образование было, а вот дальше что?

Отвечая на вопрос, мы скажем: образование нужно, чтобы сделать из человека специалиста, дать ему в руки профессию. Но если он будет великим конструктором или великим математиком, великим певцом или скрипачом, или поваром, или еще кем-то, то нам станет не по себе. Мы не хотим, чтобы он был кем-то великим. А чего мы хотим? Чего хочет человек подсознательно, на уровне духовной интуиции, когда хочет, чтобы его чадо получило образование? Ответ на этот вопрос очень прост: мы хотим дать счастье нашим детям и это счастье мы ассоциируем с тем образованием, которое они должны получить.

Cлово «образование» происходит от слова «образ». Первое, что должен сделать человек, вступающий на стезю получения образования,
это раскрыть в себе образ Божий.

Конечно, с течением времени часто ориентиры меняются. Годах в 70-х и 80-х прошлого века детей во что бы то ни стало учили музыке, приобщали к гуманитарным наукам. Почему это было необходимо сделать? Да потому, что многие понимали: все равно человеку много денег не заработать, кем бы он ни был. Но приобщить душу к великому и получить эстетическое наслаждение через гуманитарные или светские науки человек может. И, приобщаясь, он будет счастлив. Сейчас по-другому люди рассуждают: нужно ребенка отдать на точные науки, которые дадут ему возможность, имея образование, получить большую прибыль. А имея эту прибыль, человек сможет воплотить в жизнь все свои мечты. Соответственно, опять он станет счастливым. 

В общем-то, может быть, в этом нет ничего плохого – в тех наших надеждах и намерениях. Но все-таки мы пришли в храм помолиться Господу, чтобы Он благословил процесс образования наших детей. И вот здесь мы действительно задумываемся о том, что такое истинное образование. Ведь неслучайно слово «образование» происходит от слова «образ», и мы утверждаем, что всякий человек, который вступает на стезю получения образования, первое, что должен сделать, это именно раскрыть в себе образ Божий. Пусть даже через приобретение знаний, пусть даже в светской школе. Но ведь это самое важное.

Вера во Христа и понимание того, что знания, которые приобретет человек в процессе учебы, помогут ему раскрыть первое и самое главное – учение о Спасении его, человека, – являются основополагающими в жизни верующих людей. Это тот стержень, на который должны нанизываться остальные драгоценные камни знаний. Если нет этого стержня, если нет этой сердцевины, то какие бы знания человек ни приобретал, он будет уподобляться неразумному строителю, который свои знания только складывает и собирает, подобно тому как рядом со стройкой складируют строительные материалы. И он будет обманывать себя, думая, что эти строительные материалы являются уже тем домом, тем замком, дворцом, в котором он будет жить.  Безумный, – скажут ему, – это гора строительного материала и больше ничего.

И вот, мы понимаем, что многие из нас находятся на этой опасной стезе, совершенно не соображая, для чего во что бы то ни стало мы пытаемся в  детей наших не только влить, не только вложить, буквально впихнуть, втолкнуть массу знаний. А насколько они способны это принять?

В жизни верующего человека основополагающими являются вера во Христа и понимание того, что знания, приобретаемые в процессе учебы, помогут ему раскрыть учение о Спасении его, человека.

Один подвижник благочестия современный процесс получения знаний уподобляет тому, как голодный человек садится за стол, уставленный массой прекрасных, вкусно приготовленных яств, и набрасывается на них, пихая в рот что попало, как можно быстрее стараясь проглотить как можно больше пищи. Мы, конечно, понимаем, что от такого процесса насыщения ничего хорошего не произойдет ни с этим человеком, ни с пищеварением, ни с получением питания от того, что человек кушает.

Разве не то же самое сейчас часто происходит в образовательных учреждениях? Человеку, приступающему к учению, гораздо полезней было бы дать немного основополагающих, хороших, добротных, чистых знаний. Часто голодный, имеющий только хлеб и воду, тщательно разжевывая и проглатывая, насыщается больше, здоровее становится, и это гораздо полезнее, чем наедаться без разбору разнообразными снедями. Человек набрасывается на пищу, а потом ни проглотить, ни извергнуть из себя ничего не может. Он часто вообще не понимает, что с ним происходит: его голова не способна все полученное вместить.

Мы пришли сегодня в храм для молитвы, чтобы Господь Своею благодатью осенял наши умы и сердца. И не только наших учащихся деток, но и нас, родителей, вот этой самой что ни на есть важной мудростью о том, как и для чего мы должны учить наших детей. Будем молиться Господу, чтобы Он просветил умы и сердца всех нас, чтобы те знания, которые подаются нам в учебных заведениях, действительно способствовали раскрытию во всяком человеке образа Божиего, и в детях наших, и в нас самих. И не будем, конечно, забывать, как сказали мудрые, что самое сложное на этом свете – это учиться.

Аминь.

Слово протоиерея Георгия Климова,
произнесенное в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
на Молебне перед началом учебного года, 

28.08.2017

 

Дата последнего изменения: 24.09.2017