Протоиерей Георгий Климов. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

dolzhnik
Всех вас дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью всех Святых Московской земли. Это празднование установлено в воскресный день, который находится ближайшим по отношению к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В этот день мы прославляем всех тех, кто подвизался в пределах московской земли и через свой подвиг вошел в Царствие Небесное и, войдя в Царствие Небесное, является теперь предстателем за каждого верующего во Христа.

Мы верим, что особым образом покровительствуют эти святые тем, кто живет на московской земле, тем, кто считает себя гражданами первопрестольного града. Если мы поставим вопрос, кто они были, чем они занимались, то конечно, здесь перед нами откроется очень многоплановая палитра их подвижничества. Это были и святители, и преподобные отцы, и мученики, и исповедники, и юродивые, в общем каждый имел свой особый подвиг.

Но если говорить, наверное, о самом главном, то что отличает святого от обычного человека, то мы должны сказать, что это были люди, которые умели благодарить Господа. Абсолютно за все то что с ними в жизни случалось, чтобы ни происходило, во всем они видели Руку, Перст Божий, который иногда, как кажется нам, наказывает нас, иногда вразумляет, иногда ломает нас.

Но они именно исповедовали то, что всё, что ни делает Господь с нами в нашей жизни, есть проявление Его величайшей любви по отношению к нам. Любви, которая споспешествует тому, чтобы мы вошли в Царствие Божие.

И Святые Московские, конечно, умели Бога благодарить. Умели во всем абсолютно видеть Его любящее благодатное действие, помогающее спасению. Насколько это важно для нас! Ведь мы абсолютно ни то что не умеем, мы не пытаемся даже научиться, мы даже задуматься о том, что за все мы должны Бога прославлять и благодарить. И как нельзя кстати, на сегодня приходиться Евангельское чтение — притча о злых виноградарях. (см. Мф, 21 33-41) Конечно, каждый из нас знает эту притчу, знает о том, что тех, кого поставил господин виноградника выращивать и убирать плоды, не выполнили того послушания, которое им было дано — отчитываться в должное время. Вместо того, чтобы собранные плоды отдавать, виноградари всех тех, кого посылал господин виноградника или побивали, или убивали. И, в конце концов, убили даже сына любимого, который был послан, чтобы потребовать отчета от виноградарей. Но они решили: если это сын, и мы его убьем, то тогда наследство, которое должно было бы принадлежать ему, станет нашим. Вся абсурдность ситуации вскрывается самим Христом в конце притчи. Тех, кого Он этой притчей обличает, Господь спрашивает: скажите, что будет с этими виноградарями, которые так поступили? И слушающие Его иудеи, отвечают, что он этих виноградарей зле погубит. Итак, логика человеческая абсолютно проста, понятна даже для недоброжелателей Божьих. И тогда Спаситель начинает устами ответивших судить их самих. И говорит, неужели вы никогда не читали у боговдохновенного пророка Давида, что тот камень, которым пренебрегли строители, он сделался главою угла, потому что был от Господа. Но это есть очень дивно, странно и страшно в очах ваших (см. Мф 21; 41). Если бы, конечно, эта притча имела очень узко исторический контекст, тогда бы мы могли, наверное, бить себя в грудь и говорить, что если бы мы жили во времена Христа, мы бы показали тем иудеям, как нужно себя вести и как нужно исповедовать Истинного Бога. Но поскольку нет уже ветхозаветного иудейства, то мы понимаем, что притча относиться к каждому из нас и призывает нас особым образом задуматься над тем, не являемся ли мы этими злыми виноградарями.

Посмотрим на себя именно в контексте благодарения, которое требуется от верующего человека, без которого невозможно спасение.

Посылает Господь нам часто благочестивые помыслы и мысли: сходи в храм, встань на правило, подержи пост, веди себя прилично. Но кто так поступает? Сразу ведь найдется масса отговорок и оправданий, как у злых виноградарей. «Да нет, конечно я готов и поститься, и молиться, и любить ближних. Но только обстоятельства мне другие, Господи, пошли. Тогда я буду, конечно, любить, обогрею того, обласкаю сего. А вот сейчас, когда меня рвут на части, когда у меня дети, жена, проблемы на работе или с работой, как же я могу себя вести вот так, по тем мыслям, которые ты мне посылаешь?» Благочестивые мысли и есть те пророки, которые приходят часто к нам и проповедуют нам о Царствии Божием.

Но мы, подобно злым виноградарям, их побиваем камнями, изгоняем их из своей жизни, как бы говоря: сейчас не время для меня быть хорошим, я им обязательно стану, но позже.

И вот в конце концов, приходит Сам Господь в нашу жизнь. Приходит со Своею огромной, великой, светлой, жизнеутверждающей Любовью и говорит, освободил Я тебя человек от всех грехов. Все то, что ты сделал, и даже сделаешь греховного, — простил. Войди в радость Господина своего. И радуясь, и прославляя, благодари Бога за то, что Он у тебя есть и дарует тебе спасение. Но как часто мы поступаем вопреки тому, что со всей очевидностью видим – солнце светит, тепло, хорошо. Нет, мы говорим, нет, этой Любви в нашей жизни делать нечего.

И вот тот эгоизм, который в нашей жизни пытается встать на главенствующее место, выводит за пределы виноградника Эту Любовь и там расправляется с ней.

А Слово Божие очень молчаливо. Оно не будет кричать вопреки. Господь разворачивается и уходит. Но, уйдя, предоставляет нас самих себе. И милость Божия именно в этом оставлении и заключается. Потому что человек замкнутый на себя, вдруг начинает понимать, что же он наделал. И вот тогда он начинает сожалеть о том, что тот камень, который был дан ему для строительства своего спасения, был им пренебрежен. Проглядев самое главное, человек строил свое благополучие на песке…Такое расположение рождает в сердце покаянный вопль и призывает на помощь Господа. И Господь обязательно придет и обязательно поможет. Он, сделавшись главою угла и центром нашей жизни, преобразит нас из злых виноградарей в добрых, в тех, кто способен благодарить и приносить истинные плоды спасения. Аминь.

Дата последнего изменения: 08.09.2017