Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. 21.09.2017

rozdestvoВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с церковным двунадесятым Праздником Рождества Пресвятой Богородицы! С этого Праздника начинается церковный годовой богослужебный круг.

Неслучайно он открывает череду двунадесятых праздников: сегодняшний день, когда рождается Божия Матерь, зрится именно как начало спасения рода человеческого.

В тропаре Празднику есть такие слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Cлавянское слово «радость» в греческом тексте звучит как «евангелие». Таким образом Святая Церковь свидетельствует, что сегодняшний день, по сути дела, открывает для каждого человека Евангелие.

Евангелие для древних – это не просто книга, которую сегодня мы читаем или чаще всего не читаем, нет. Для древнего человека слово «евангелие» обозначало само дело спасения, которое совершает Христос. Например, на заре христианства священномученик Игнатий Богоносец обращался к пастве с такими словами: «Вы изрядное имеете Евангелие – пришествие в мир нашего Господа Иисуса Христа, Его страдания и Воскресение». Это Евангелие открывает для каждого из нас Божия Матерь Своим приходом в мир.

События, связанные с рождением Пресвятой Богородицы, не отражены в Священном Писании. Но тот, кто читал древнейшие церковные предания иудейского народа, знает о том, что Божия Матерь была чадом Иоакима и Анны, праведных людей, которые прожили долгую жизнь и длительное время были бездетны. У ветхозаветных иудеев было поверие, что если человек не может родить ребенка, значит, он наказан от Бога за какой-то страшный грех. И мы понимаем, какие оскорбления и поношения претерпевали Иоаким и Анна, будучи праведниками, из-за того, что были бездетными в глазах людей.

Приход в мир Божией Матери – начало нашего спасения, возможность человеку избегнуть тления, не просто распада физиологического, а исчезновения
в небытии, пребывания в аду.

И вот, когда оба они уже вышли за пределы возраста, который способен к деторождению, Господь благословляет их родить Дитя. Можно сказать, что Божия Матерь была плодом их молитвы. Она приходит в мир, и родители с самых первых мгновений Ее жизни посвящают Ее Богу. Они благодарят Господа за то, что Он благословил их этим Ребенком.

В кондаке Празднику есть такие слова: «Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом Рождестве Твоем». Это значит, что приход в мир Божией Матери открывает возможность человеку избегнуть тления. Что такое тление на церковном языке, на языке догматического богословия? Это не просто истлевание физиологическое, нет, это исчезновение человека в небытии или, лучше сказать, это пребывание человека в аду.

И вот, Божия Матерь приходит в мир, в Ней зрится, как в заре будущего века, возможность освобождения человеческого рода от этой страшной проказы, которая называется тлей или вечной смертью. Посвященная Богу, будучи плодом молитв, Она Сама в Себе уже начинает совершать величайший подвиг победы над тлением за все человечество.

Посвященная Богу, будучи плодом молитв, Дева Мария Сама в Себе уже начинает совершать величайший подвиг победы над тлением и вечной смертью за все человечество.

Преподобный Силуан Афонский, размышляя о подвиге Божией Матери, говорит удивительные слова о том, что Она никогда не согрешила не только словом или делом, но даже в Своих помыслах. Ничего скверного, пошлого, могущего подвигнуть человека ко греху, Она в Своей голове и сердце никогда не родила. Она была действительно Чистою. И Господь, предочистив Ее еще и в момент Благовещения, вселяется в Ее утробу и приходит в мир.

Богородица выступает Ходатаицей перед Богом за все человечество. Она столь велика, что во многих церковных текстах, молитвах, песнословиях мы говорим, что Она «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Если бы мы внимательно вслушались в ирмосы канонов, посвященных Божией Матери, то наш ум – ум верующего человека, почитающего Пречистую, – пришел бы в недоумение, в восхищение, в духовный восторг. Например, такие слова говорит Святая Церковь о Божией Матери: «Ужасошася всяческая о Божественной славе Твоей: Ты бо Неискусомужная Дево имела еси во чреве Бога, и родила еси Безлетного Сына, всем воспевающим Тя мир Подавающая». Вот кем является для каждого из нас Пресвятая Дева.

Через все праздники Божией Матери Святая Церковь еще и еще раз свидетельствует нам об одном: верующему человеку без поклонения, почитания или, лучше сказать, без любви к Пречистой не представляется возможным спастись. Хотим мы этого или нет, но так устраивает Господь. Богородица действительно Ходатаица, Она действительно Матерь, Она действительно любит каждого из нас. И через эту любовь жаждет, чтобы мы обрели Спасение.

Богородица выступает перед
Богом
Ходатаицей за всех людей.
Без поклонения, почитания, любви
к Пречистой верующему человеку невозможно спастись.

С одной стороны, такие праздники, как Рождество Божией Матери, Введение Ее во храм, когда мы зрим Ее маленьким ребенком, открывают для каждого из нас утверждение слов Спасителя: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное» (см.: Мф. 19, 14). Богородица Своей чистотой и непорочностью свидетельствует, к чему способен и к чему призывается всякий, не только верующий человек. Но, с другой стороны, важно то, как Она приходит в мир, благодаря кому Она приходит и что с Ней происходит: Дева Мария вводится во храм, и каждый из нас должен осознавать, какая великая ответственность в деле воспитания детей лежит на всяком верующем человеке.

Иоаким и Анна посвятили свою Дочь Богу. Мы понимаем, что они вели очень аскетичную жизнь, наверняка они были небогатыми людьми, как большинство населения ветхозаветного Израиля. Но несмотря на такой строгий образ жизни, человечество в их лице приносит Богу удивительный Плод – Божию Матерь. И каждого из нас это событие призывает по крайней мере задуматься о предназначении верующего человека, о той ответственности, которую мы берем на себя, когда часто очень безалаберно, безответственно, не вникая в суть вопроса, занимаемся воспитанием своих детей, а многие занимаются воспитанием и чужих детей. И нам, кажется, все равно, что в головы и в сердца наших детей вкладывает мир, лежащий во зле, который представляет собой не что иное, как похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16).

Если мы задумаемся над этим, то, конечно, должны будем исповедовать свое бессилие перед Господом. Потому что противостоять этому страшному шквалу нам представляется невозможным. Но у нас есть Пречистая, у нас есть Пресвятая Богородица, которая своею Любовью готова оградить каждого из нас от всей этой духовной тли и заразы.

Будем молиться Божией Матери, чтобы Она помогала нам на жизненном пути в Царство Небесное. Будем просить Ее, чтобы та чистота и непорочность, которую Она стяжала через Свое смирение, хотя бы изредка касались наших умов и сердец, чтобы они откликались на зов Божий, тянулись к блаженной вечности и находили в этом и счастье, и духовную радость.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 

21.09.2017

 

Дата последнего изменения: 28.09.2017