Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. 10.09.2017

pirС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Спасителя о том, что один царь решил созвать подданных своего царства-государства на брачный пир своего сына. Но те, кто были позваны, отказались прийти.

И тогда, говорит в притче Господь, этот господин убил всех тех, кто отказался прийти к нему на брачный пир, и решил позвать всех тех, кто находится в округе этого царства. Среди позванных оказался человек, который пришел на пир не в брачной одежде. Господин спросил его: друг, как ты оказался здесь? Но этот человек молчал, и тогда господин велел взять его и выбросить во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов (см.: Мф. 22, 1-14).

Пожалуй, самое важное то, что притча начинается со слов: Царство Небесное уподобилось человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22, 2). То есть в этой притче мы видим образ Царства Небесного. И оказывается, что несмотря на то, что Царство Небесное – это Царство любви, свободы, света, блаженства, господин жестоко наказывает человека, который не в брачной одежде оказался на его пире.

Брачная одежда – это добродетели, в которые должна украситься душа, чтобы в Царство Небесное войти. Без этой одежды в Царстве радости, блаженства, веселия человеку делать нечего.

Может быть, для человека неверующего, для человека, который не знает сердцем, что такое прикосновение дара благодати Божественной, притча действительно может показаться какой-то несправедливостью, абсурдом. Но для тех, кто вкусил, как благ Господь, для тех, кто именует себя верующим человеком, кто участвует в таинствах церковных, кто сердцем неоднократно откликался на теплоту благодати, согревающей сердце человека, конечно, все закономерно.

И мы знаем, что образ брачной одежды есть не что иное, как те добродетели, в которые должна украситься душа человеческая, чтобы в Царство Небесное войти. Если нет этой одежды, то человеку в Царстве, где будет свет, где будет блаженство, радость и веселие, делать нечего. Ведь если на праздник к нам придет человек с хмурым лицом и в черной одежде, нам будет неприятно, плохо от вида этого человека. Почему? Потому что, скажем мы, он нам испортит праздник. Хотим мы этого или нет, но это так.

Спроецировав этот пример на Царство Небесное, мы увидим, что этой небрачной одеждой, самой обычной будничной одеждой человека являются его грехи. Что делать с грехами в Царстве Небесном? Ведь в этом Царстве исполняется исключительно Божественная воля, там никакой другой воли быть не может. Как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28).

Но если Господь ненавидит грех, если грех не сможет никогда соединиться со светом, добром и с Богом, то как туда можно попасть в грязной одежде? И если там совершается Божественная воля, а грех есть не что иное, как действие против Божественной воли, то что там делать человеку со своими желаниями, со своими похотями, которые с Божественной волей не совпадают? Ведь мы знаем, что воля руководит нами в поиске счастья и блаженства. Мне кажется, что если я сделаю что-то или, наоборот, не сделаю, мне будет хорошо, мне будет блаженно – вот оно счастье.

Небрачной одеждой человека являются его грехи. Тогда в раю, где совершается только Божественная воля, любой грех заставит такого человека мучиться и страдать.

Но если рай есть счастье и блаженство и там совершается только Божественная воля, то это значит, что любой грех или любой намек на грех, противление Божественной воли не доставит нам в раю никакого счастья, как это ни странно будет звучать. Мы там больше будем мучиться и страдать: ведь я чего-то хочу, а там получить не смогу, потому что Бог этого не хочет.

С другой стороны, милостивый Господь устраивает в христианстве и в нашей вере все очень ступенчато и постепенно. Конечно, мы понимаем, что сразу захотеть – и очутиться в раю мы не можем. Мы не сможем, в принципе, это сделать, нужно начинать с малого. Подобно тому как человек, начинающий изучать новый язык, сначала выучивает одно, два, десять слов, потом начинает мало-мальски что-то говорить, что-то понимать, и в конце концов осваивает язык. Или ученый, который начинает заниматься ядерной физикой, сначала работает с самой элементарной, простейшей формулой, а потом уже больше и дальше.

А если христианство есть наука из наук, то почему здесь все должно быть иначе? Почему нам сразу хочется в рай? Почему нам сразу хочется встать на молитву и подняться на воздух? Если нам хочется поститься, мы сразу готовы отказаться от всего и быть постниками великими и так далее. Злые люди, приглашенные на пир, отвергающие зов Божий, это не просто иудеи, которые не приняли пришествия в мир Христа и распяли Его. Нет. Этими недобрыми, неблагодарными людьми, отвергающими призыв Божий на брак Его Сына, являемся мы с вами, каждый из нас.   

Злые люди, приглашенные на пир, отвергающие зов Божий, это не просто иудеи, которые распяли Христа. Этими неблагодарными людьми являемся мы, каждый из нас.   

Конечно, где-то в душе нам понятно, что мы бы очень хотели в Царство Небесное попасть. Но ведь зов Божественный тоже начинается с малого. Господь приглашает нас в Свое Царство, Он говорит: человек, встань на вечернее правило и пятнадцать минут со вниманием помолись. А потом утром, когда проснешься, перекрестись и еще пятнадцать минут помолись. И когда я говорю: нет, я не хочу, я устал, мне не до этого, я в следующий раз исполню, разве я не уподобляюсь тем, кого приглашает Господь? Я как бы отвечаю Богу словами притчи: у меня есть земля, у меня есть волы, у меня есть жена, мало ли что у меня есть. И тогда оказывается, что речь здесь может идти не только о Любви Божественной, Которая приглашает меня, а о самом простом – доверии.

Все доверием проверяется. Господь в Евангелии говорит очень просто: раб, верный в малом, ты получишь больше, войди в радость господина своего (см.: Мф. 25, 21). А если, говорит Господь, ты был и в своем, доверенном тебе малом неверен, то кто доверит тебе большее? (см.: Лк. 16, 10-12).

Задумаемся: вся наша жизнь, которую предлагает нам совершить Господь, состоит из подобных мелочей, а без них валится вкривь и вкось. Все мы знаем простую поговорку: в здоровом теле – здоровый дух. Все здесь понятно. Что значит здоровое тело? Оно должно выполнять физические упражнения, чтобы развиваться, стать сильным, мускулистым и так далее. Нельзя захотеть поднять штангу в 500 кг, подойти к ней – и поднять. Если я хочу что-то поднять, я должен начинать с малого, с самого что ни на есть элементарного. Может быть, очень скучного, занудного, непонятного для меня. Но если я это не сделаю, я не смогу сделать большее.

Брачная одежда, в которую по нерадению не одевается человек, символизирует духовного лентяя, который пренебрег тем, что предлагала ему Святая Церковь.

То же самое в христианстве. Ну почему нет? Эта брачная одежда, в которую по нерадению не одевается человек, символизирует духовного лентяя, человека, который пренебрег тем, что предлагала ему Святая Церковь в малом, что ни на есть крохотном, и посчитал выполнение правил ниже своего достоинства. Ведь он выше всех этих правил молитвенных и всего того, что с ними связано – хождение в храм, регулярное причащение, исповедование. Он уже вырос больше, но на большее еще не способен. И вот, этот человек чего-то ждет, и десять, двадцать, тридцать лет он будет ждать, становясь духовным лентяем. И когда приходит Господь и начинает спрашивать: почему ты не нарядился, не украсился? – человеку нечего сказать, жизнь-то пролетела. Малым он пренебрег, а большего не получилось.

Сегодняшняя притча о тех, кто отказывает Богу и своей жизнью говорит Ему в лицо имей мя отречена (Лк.  14, 19), конечно, о каждом из нас. Но она дана нам не просто для того, чтобы констатировать наши грехи и слабости. Она должна нас сподвигнуть начинать с малого, с самого что ни на есть крохотного, которое, однако, гарантирует нам надежное движение вперед, в Царство Небесное. Дорогие братья и сестры, да поможет нам всем Господь не лениться и не стесняться заниматься так называемыми мелочами, которые предлагает нам совершать Святая Церковь, чтобы через это малое обрести великое.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 14-ю по Пятидесятнице,

10.09.2017

 

Дата последнего изменения: 17.09.2017