Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. 27.08.2017

bogatyi_unosha
Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали Евангельское повествование о том, как однажды один богатый юноша подошел к нашему Господу Иисусу Христу и спросил Его, что нужно сделать, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь.

Обратился к Господу со словами: Учитель благий, что сотворю да живот вечный наследую? (см.: Лк. 18, 18) И на это услышал ответ Христа: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.(см.: Лк. 18, 19) А потом Христос этому человеку ответил: Если хочешь войти в вечную жизнь, то сотвори заповеди. И перечислил те основные заповеди, которые дал народу Божиему Моисей на горе Синай.

Но человек посчитал, что все то, о чем ему сказал Спаситель, он уже исполнил: все это я сделал, что еще? Тогда Господь ответил: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение твое, раздай его нищим и иди вслед за мной, и будешь  иметь сокровище на Небесах. И Священное Писание говорит, что человек, услышав эти слова,  очень опечалился. И тогда даже апостолы, удивляясь услышанному, воскликнули: Господи, кто же может спастись?! На это Христос ответил: «Сложно богатому войти в Царствие Небесное, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» и еще добавил: «Но невозможное человекам возможно Богу».(см.: Лк. 18, 22-27)

Каждый раз, когда верующий человек слышит слова Христа о том, что богатому сложно войти в Царство Небесное, для него открываются все новые и новые смыслы. И, конечно, многие из нас понимают, что речь здесь идет не только напрямую о каком-то материальном богатстве, в котором кто-то обилует, а кто-то ничего не имеет. Это могут быть те таланты-способности, которыми человек гордится перед своими ближними, которые действительно доставляют ему массу удовольствия или глубинного удовлетворения, подчас, как кажется человеку, даже духовного. Это тоже может быть препятствием для спасения.

Но, пожалуй, самое страшное богатство, которое может иметь человек, над которым может чахнуть, которое может лелеять, которое, как он считает, на 200% обеспечивает ему вход в Царствие Небесное, есть упование человека на собственную праведность.

В этом смысле, не так проста и примитивна духовная жизнь: мы видим, мы читаем, мы слышим, что все заповеди Божии направлены на одно – на то чтобы человек стал праведным. И мы начинаем работать над тем, чтобы эту праведность стяжать. И начинаем то, чего мы достигли (как нам кажется в глазах Божьих, а на самом деле в своих собственных глазах), обозначать праведностью и от этого становимся уверенными, что она нас внесет нас на крыльях в Царствие Небесное.

А Господь говорит человеку, который, по всей вероятности тоже исполняя заповеди, на такую праведность уповал, очень жестокие слова. Он говорит, что такому богачу в Царствии Божием делать нечего.

В сегодняшнем Евангелии очень четко обозначено, в чем заключается истинная праведность. Ведь неслучайно человек подходит ко Христу и говорит: Учитель Благий, что сотворю, чтобы живот вечный наследовать? А Господь, как бы так отвечает: если ты у Меня как у человека ищешь блага, Я тебе смогу помочь. Благ только один Бог. У Него есть благодать, у Него есть дар той истины, той праведности, которая вводит человека в Царствие Небесное. И вот, если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имение, раздай нищим и иди вслед за Мной и будешь иметь сокровища на Небесах. Именно эти слова всё ставят на свои места.

Да, конечно, можно говорить о том, что мы неспособны к тому совершенству, о котором говорит Христос. Мы не можем взять и разом продать все, сразу раздать нищим и последовать вслед за Христом. Но посмотрим на себя: слыша эти слова, мы ведь постоянно оправдываемся. Мы говорим: у меня семья, у меня проблемы, у меня заботы, то есть освобождаем себя от исполнении этой заповеди, снимая ответственность и не чувствуя при этом никакой вины. Но ведь это и есть не что иное, как сделать себя праведником в своих  собственных глазах (оказавшись при этом грешником в глазах Божьих). А то, что требуется  от человека, когда он слышит эти слова, — это сказать: «Да, Господи, я немощен, я не могу так поступить, как Ты говоришь, я не готов к совершенству. Прости меня, Господи!»

Иными словами Господь требует от каждого из нас искреннего покаяния, свидетельства каждого из нас о себе самом, что мы неспособны сами войти в Царство Божие, нет у нас для этого ни сил, ни знаний, ни способностей, ни праведности в конце концов.

Ведь не случайно Господь очень четко главнейший принцип спасения обозначает как «невозможное человекам возможно Богу». И как только мы придем в сознание этой простой истины, что мы абсолютно ничего не можем сами сделать для того, чтобы в Царствие Божие, тогда наше сердце ударившись об эту истину воззовет к Господу увидев своего спасения и скажет подобно тому, как часто говорит священник: Слава Тебе Господи, слава Тебе Христе Боже упование наше, Слава Тебе! все встанет на свои места.

Желаю всем вам, дорогие братья и сестры, и себе, конечно, желаю в первую очередь, не увлекаться своей собственной праведностью. Во всем, что бы мы ни делали, будем видеть и исповедовать свою немощь к стяжанию истинной праведности и призывать Христа на помощь, ведь Он очень хочет, чтобы невозможное для человека стало все-таки возможным! Аминь.

Дата последнего изменения: 05.09.2017