Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19.08.2017

preobrazenieВсех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным двунадесятым Праздником Преображения Господня! Это очень любимый в народе праздник, потому что всякий человек интуитивно чувствует, что в евангельском событии, которое мы сегодня чествуем и прославляем, как в источнике, как в ядре, содержится и наше с вами Спасение.

Если мы внимательно прислушаемся к словам церковных песнопений и молитв, посвященных не только этому празднику, но и, в принципе, каждодневному подвигу верующего человека, то неоднократно встретим там призыв к преображению, к необходимости преобразиться. Это преображение в полноте, которое может явить человеческое естество, свидетельствуется в сегодняшнем Евангелии, поскольку Господь наш Иисус Христос был Человеком, во всем подобным нам, кроме греха, и просветился, и преобразился перед учениками Своими (см.: Мф. 17, 1-9).

Преображение, просвещение, которое Господь явил, было вызвано обильным излиянием дара Духа Святаго, но не на Господа (Он всегда был с Духом и Отцом), а на Его святых апостолов и учеников.

Евангелисты говорят о том, что одежды Его стали блестящими, светящимися, а лицо Его было как солнце. Евангелист Марк пишет: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9, 3). Но мы ведь понимаем, что Господь, Который совершал каждодневный подвиг общественного служения вместе со Своими учениками, поднимался на гору не в белых одеждах. И сказать о том, что они были вымыты, мы тоже не можем. А это значит, что просвещение, которое Господь явил, было вызвано исключительно обильным излиянием дара Духа Святаго, но, самое главное, не на Господа (Он всегда был с Духом и Отцом), а на Его святых апостолов и учеников.

И вот, первое, о чем мы с вами можем говорить в этот день, к чему нас призывает святая Церковь, это именно то совместное пребывание со Христом во всей своей жизни, как это делали святые апостолы и ученики. Они не просто вместе с Ним ходили по городам и весям, не только слушали то, что говорил им Христос, но они были посылаемы Им на проповедь, совершали Его служение. Иными словами, они совершали Его святые заповеди. И во многом именно благодаря этому послушанию и смирению, которое нужно человеку, чтобы заповеди Божии совершить и исполнить, они стали созерцателями и свидетелями того, как Господь преобразился. Можно, конечно, рассуждать: увидели бы свет Преображения и другие ученики на Фаворской горе? Неизвестно, увидели бы или нет, потому что Господь взял с Собой на гору самых подготовленных.

Именно благодаря послушанию и смирению, которое нужно человеку, чтобы заповеди Божии совершить и исполнить, избранные апостолы стали созерцателями, свидетелями Преображения Господа.

Вспоминается повествование об одном афонском подвижнике, который, проведя ночь в затворе в своей келье и там вкусив света Преображения, святого и ярчайшего, в полдень вышел из нее, когда братия шла на обед. Посмотрев на небо, он сказал: как же тускло сегодня светит луна! Что это значит? Это значит, что духовное озарение, которое проникает в сердце, в ум, во все человеческое естество, действительно является духовным светом, который гораздо ярче тварного.

И Господь на горе Преображения показывает каждому из нас – к чему, к какой святости, к какой славе мы с вами призваны. Но не просто призваны по желанию, ведь Господь вызвал из небытия, создал нас ходящими и смотрящими на небо исключительно для того, чтобы мы были такими. Поэтому всякий, кто свидетельствует о себе как о христианине, по сути дела, берет на себя ответственность, обещает Господу сделать все в своей жизни, чтобы в ответ на глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5), – стать преобразившимся. И этот глас для каждого из нас есть еще и свидетельство необходимости послушания голосу Божиему.

Если мы посмотрим внимательно на себя, то, наверное, честно сможем засвидетельствовать: вся наша жизнь направлена на своего рода преображение. Мы постоянно пытаемся преобразиться: кто-то стремится приодеться, приукраситься, кто-то – стать более изящным в плане словесного общения, кто-то работает над своей душевной красотой – и все это можно назвать преображением.

Истинное духовное преображение, которого ждет от нас Господь, невозможно без истинной молитвы о своем спасении и спасении своих ближних, без жертвенной любви, явленной Христом на горе Фавор.

Но не такого преображения требует от нас Господь наш Иисус Христос. Он требует нечто другое. Чего же Он требует? На горе Фаворской, беседуя с пророками Моисеем и Илией, Господь говорит о Своем исходе, который Он хотел закончить в Иерусалиме, то есть о Своей крестной смерти, о Голгофе. Он идет пострадать за грехи людей, чтобы спасти человеческий род. Евангелие неслучайно говорит нам, что тотчас после того, как Господь беседовал с пророками об этом, Он преобразился перед Своими учениками.

А это значит, что истинное духовное преображение, которого ждет от нас Господь, невозможно без истинной молитвы о своем спасении и спасении своих ближних, без жертвенной любви, которую являет нам Господь на горе Преображения, которую и мы должны явить перед Богом, но излить на своих ближних. Невозможно никакого преображения духовного для человека, если он будет все в своей жизни направлять на себя, замыкаться на любовь к себе, отвергая необходимость быть милосердным по отношению к ближним.

Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, искренно и сердечно желаем всем нам, чтобы мы постоянно помнили об этом высоком призвании, к которому предназначен человек, – преобразиться. Чтобы мы знали, что невозможно оно без истинной молитвы, без истинного послушания и без истинной любви к своим ближним. Да дарует Господь всем нам эти необходимые добродетели, тогда сподобит Он и нас вкусить некогда этого сладостнейшего Света, который является началом Невечернего Блаженного Царства.

Аминь! 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Праздник
Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,


19.08.2017

 

Дата последнего изменения: 24.08.2017