Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 20.08.2017

dolzhnikВсех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Господа из Евангелия о прощении Господином должнику огромного долга (см.: Мф. 18, 23-35).

Важно, что эту притчу Христос начинает со слов: «Уподобилось Царство Небесное Господину, который захотел сосчитаться со своими рабами» (см.: Мф. 18, 23). А, может быть, еще важнее то, что эту притчу Господь рассказал по определенному поводу. Апостол Петр подошел ко Христу и сказал Ему: Господи, сколько раз мне прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? (Мф. 18, 21). Как объясняют толкователи, Петр хотел покрасоваться и сказать: смотри, Господи, какой я милостивый, до семи раз могу простить. Но Христос ответил: Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 22). То есть бесконечное число раз ты должен прощать согрешающего против тебя. А потом Господь рассказал притчу о прощении долга.

Притча о немилосердном должнике открывает, что мы так и не начали быть христианами: не только до семи раз, но и одного раза простить ближнему согрешений мы не можем.

Если человек внимательно всмотрится в эту притчу, казалось бы, всем знакомую, ему откроется нечто удивительное. С одной стороны, следуя этой притче или, лучше сказать, не следуя заповеди по этой притче, он поймет, что так и не начал быть христианином. Потому что не то что до семи раз, как Петр прощает, и одного раза простить ближнему его согрешений против нас мы не можем. И это важный ответ на вопрос, который мы постоянно ставим перед собою: мы – верующие, христиане, спасающиеся? Отвечая положительно, мы обманываем себя. А эта притча как обухом по голове бьет каждого из нас: нет, – говорит притча, – мы еще и не начинали быть спасающимися.

С другой стороны, притча предельно проста. Современный образованный человек, может быть, благодаря своему образованию, бывает очень лукав. Поскольку это притча, человеку кажется, что в ней нужно искать духовный смысл. И тогда те согрешения, которые мы должны прощать нашим ближним, как нам кажется, это нечто особенное, специальное, это не то, что постоянно есть перед нашими глазами. А поскольку мы этого особенного и специального со стороны ближних по отношению к нам не видим, то мы их и не прощаем.

А притча, повторим, предельно проста, и она призывает нас к предельно простым вещам: все то, что нам кажется несправедливостью по отношению к нам со стороны наших ближних, все то, что нам противно, что мы не можем терпеть, что вызывает в нас раздражение, осуждение, недовольство, злобу и все, что из этого вытекает, – вот это все мы и должны простить. Но тогда встает вопрос – почему?

Все несправедливости по отношению к нам со стороны ближних, все, что мы не можем терпеть, что вызывает в нас раздражение, осуждение, злобу, –  
мы должны простить.

В притче говорится о том, что господин простил своему рабу 10 тысяч талантов – огромная сумма, ее очень сложно представить, измерить, практически невозможно было заработать в те времена, когда благовествовал Христос. Итак, этот долг прощается рабу, он выходит освобожденный и прощенный полностью, хотя он предлагал Господину только временно потерпеть на нем. И этот раб тотчас ловит своего должника и соработника и начинает, повалив его на землю, душить, требуя, чтобы тот отдал ему 100 динариев. 10 тысяч талантов и 100 динариев – разница огромная, ведь 1 талант составлял 10 тысяч динариев. Разница между суммой в 100 динариев и в 10 тысяч талантов, как говорит святитель Иоанн Златоуст, будет подобна разнице капли воды, лежащей рядом с океаном морским.

Так вот почему мы должны простить. Конечно, может быть, для неверующего человека это не будет понятно. Но ведь для верующего человека должно быть понятно! Все многочисленные благодеяния Господа, прежде всего, дар Вечной блаженной жизни, которую никто из нас не может сам в себе родить и сохранить, символизируют ту сумму в 10 тысяч талантов, которую дает каждому из нас Господь. А мы ее оскверняем, мы ее уничижаем. И вместо возможности двигаться в правильном направлении ко Господу своему, просвещаться, укрепляться дарами благодати, мы постоянно совершаем грех, то есть входим в долг перед Господином своим. Но все это прощает нам Господь, оставляет за нами не только земную жизнь, но и Вечную блаженную дарует.

Все многочисленные благодеяния Господа, прежде всего, дар Вечной блаженной жизни, символизируют сумму в 10 тысяч талантов, которая дана каждому из нас.

Что можно сравнить с этим величайшим даром? Абсолютно ничего. Капля и море – вот это сравнение. Поэтому какой бы грех против нас ни совершал ближний, он обращается в ноль, в пустое место в сравнении с тем прощением, которое по отношению к нам совершает Господь. Бог милостив, и как милостивый Отец Он совершает это величайшее благодеяние.

Но по-человечески рассуждая, если кто-то задолжал Господину 10 тысяч талантов и Он прощает эту сумму, это значит, кто-то должен ее компенсировать? Ведь сумма настолько велика, что Господин, имеющий такую огромную задолженность, должен пострадать в плане своего имущества.

Это второй очень важный момент, который открывает нам притча, до которого мы сами, в общем-то, должны логически додуматься. Значит, эту, скажем так, компенсацию огромного долга Господину приносит Его любимый Сын. Получается, что вместо того чтобы посадить в темницу этого раба, его жену, его детей (а сколько таких рабов у Господина было, мы не знаем), Он просто посылает на смерть своего Сына. И этот Сын, Который, с одной стороны, в силу своего человечества, а с другой стороны, своего Божественного достоинства, то есть обладающий Кровью безмерной цены, приносит этот выкуп, это искупление, этот долг. Именно эти термины мы используем, чтобы означить наше Спасение. И вот тогда для каждого из нас эта притча говорит еще нечто важное, серьезное.

Верующий человек, когда задумывается о тех великих благодеяниях Божиих, которые постоянно изливаются на него, должен признать, что в силу своей греховной поврежденности он бывает очень неблагодарным существом. А благодеяния открываются еще и в другом: неслучайно Господин, простивший своего раба, перед глазами его явивший великое милосердие, немым упреком косвенно требует, чтобы и он стал таким же. А как это сделать? Пойди и прости ближнего твоего. Не хочет человек, но надо это сделать.

Господин, милосердно простивший раба, немым упреком косвенно требует, чтобы и он стал таким же. Наше благодеяние заключается
в прощении ближнего, и тогда мы преображаем свое сердце.

И вот, благодеяние заключается как раз в том, чтобы, работая над собой, совершая усилие, иногда неимоверное, простить ближнего своего, и тогда мы преображаем свое сердце. Каждый день неоднократно мы читаем молитву Господню, где есть слова, которые как нельзя лучше вписываются в контекст сегодняшней притчи: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». В Евангелии от Луки мы читаем эту молитву по-другому: и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему (Лк. 11, 4).

Оказывается, тот дар прощения, милосердия, человеколюбия, иными словами, Спасения, которое дарует каждому из нас Христос, мы можем воспринять только любящим и милующим сердцем. Но по нашему желанию оно не сможет стать таким никогда, как бы мы ни хотели. Одного желания недостаточно. Сердце может стать таким исключительно через постоянный акт прощения ближнему тех согрешений, которые он совершает против нас. И начало этому нужно полагать на путях отказа от осуждения ближнего, совершающего грех против нас, под каким бы предлогом это осуждение ни входило в наши сердца и умы.

Наше прощение ближним их согрешений есть свидетельство того, что мы действительно являемся христианами, людьми Божиими, теми, в чьи сердца, по крайней мере, в начатке вселился Дух Святой. А вот до того момента, пока мы не можем простить, пока мы осуждаем постоянно всех и вся, считая себя самыми православными, говорить о каком-то нашем спасении, о каком-то истинном христианстве нам не следует.

Произнося во всеуслышание из раза в раз эту притчу о прощении Господином должнику его огромного долга, будем смело представлять, что мы являемся этими должниками.  И сопоставляя с тем, что нам прощено и что нам даровано, будем, по меньшей мере, более внимательны по отношению к тому, как мы относимся к нашим ближним. И даже если будем их осуждать и изливать на них зло, то будем и врачевать эту беду в таинстве покаяния, исправляя свою жизнь и направляя ее в вечное Блаженное Царство.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 11-ю по Пятидесятнице,

20.08.2017

 

 

Дата последнего изменения: 08.09.2017