Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 12.07.2017

apostoly1Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла и окончанием Петровского поста. Сегодня мы прославляем великих угодников Божиих, тех, кого мы называем первоверховными апостолами, утверждая тем самым, что для Церкви Православной они являются своего рода столпами, на которых зиждется все здание Церкви.

Поставим вопрос: что являлось движущей силой апостолов, которая вела их в мир, заставляла их, несмотря на массу огромных скорбей, бед, неприятностей, болезней, все-таки нести слово о Христе воскресшем, о том, что Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти всякого человека? С одной стороны, это была Любовь Божия, которую чувствовали Петр и Павел в своих сердцах, и они точно знали, что любят их не за то, что они что-то доброе сделали перед очами Божиими, а просто потому, что Бог есть Любовь. С другой стороны, движущей силой апостолов в мире было покаяние: чувствуя Божественную Любовь, они имели необходимость ответить на нее, и этим ответом было то покаяние, которое они совершали в своих сердцах.

А было ли им в чем каяться? Наверное, было, если апостол Павел говорит о том, что он первый из грешников, которых пришел в мир Господь спасти. Он называет себя «неким извергом» (см.: 1 Кор. 15, 8). С чем это связано? Это связано с тем, что апостол Павел в своем фарисействе гнал истинно верующих во Христа или, лучше сказать, истинно верующих в истинного Бога. А что значит гнал? Не просто ненавидел, но, как говорит Книга Деяний, возглавлял определенную группу людей, которая занималась убийством христиан. И сам апостол Павел говорит о себе в Посланиях, что влачил на смерть христиан, кипел злобою против них и старался их убивать как можно больше (см.: Деян. 8, 3).

Апостолы Петр и Павел явились
не только проповедниками миру спасения во Христе. Главное, они свидетельствовали о том, что
существовать вне покаяния
человек
не может.

Но Господь по дороге в Дамаск явился ему и открылся, и апостол Павел прозрел духовно и принял крещение, приняв как бы в залог благодать Божию. Ведь наивно было бы полагать, что он не переживал то, скольких невинных людей, во Христа верующих, он уничтожил. Это был сильнейший шрам на его душе. И, наверное, то покаяние, которое известно ему, никому больше не известно. Мы знаем, что апостол Петр еженощно выходил за околицу и рыдал, слыша, как поет петух. Разве мог себе простить, даже будучи прощенным Христом, то, что в час испытаний отрекся от Господа, предал Божественную Любовь? Кто знает, может быть, апостол Павел рыдал и казнил себя даже больше, чем апостол Петр. Апостолы Петр и Павел явились не только проповедниками миру спасения во Христе. Самое главное, они свидетельствовали о том, что человек вне покаяния существовать не может, более того, единственное стоящее в глазах Божиих дело, которое может совершить человек, есть покаяние.

Какое это отношение имеет к нам? Посмотрим на движущую силу, которая нас заставляет идти в мир, а иногда пытаться привести человека ко Христу. Разве это наше искреннее покаяние? Скорее всего, нет, это ложная праведность, которой мы кичимся. Мы хотим, чтобы наши ближние увидели, какие мы праведные. А поскольку на нас никто внимания не обращает, мы всеми силами пытаемся, из кожи лезем вон, чтобы доказать ближнему, как-то засвидетельствовать наши познания Закона Божиего, «достижения» духовной жизни. Иными словами, почему бы ближнего не поучить с высоты своего духовного опыта?

Апостолы идут в мир с чувством, что Господь их, первых грешников, помиловал. Они верят в то, что
если Бог помиловал их, то тем более того, с кем они общаются, Он так же милует и любит.

В такие дни, как сегодняшний, перед нами открывается действительно величайшая Любовь Божия. Потому что таких великих грешников, какими были Павел и Петр, Господь не просто прощает, Он делает их первоверховными апостолами. Он верит в них и в то, что они на Его Любовь смогут ответить. И вот, они идут в мир, чувствуя себя первыми грешниками, но Господь их помиловал, и с каким бы человеком они ни общались, они верят в то, что если Бог помиловал их, то тем более того, с кем они общаются, Он так же милует и любит, а может быть, и даже больше. Вот и весь секрет, все таинство православия, которое совершается ежедневно, ежечасно, ежеминутно над каждым человеком, живущим на земле, – это Любовь Божия. 

Апостолы не просто это пережили, когда-то об этом говорили, но оставили нам свои Писания, которые раскрывают, что есть эта истинная Любовь, в чем она заключается, и как ее можно приобрести, и как на нее можно ответить. За это мы и прославляем их как первоверховных апостолов. И поэтому особенно в сегодняшний день хочется всем нам пожелать, чтобы мы неленностно пытались изучить то, что нам оставили святые апостолы.

Своими Посланиями апостолы постоянно нам напоминают о главном, что есть у нас в жизни,
без чего мы спастись не можем, – это Божественное Откровение.

Но мы, что греха таить, настолько ленивы, расслабленны, духовно в каком-то смысле непотребны, что открываем апостольские Послания, начинаем читать и ничего там не понимаем. Откройте дома Послания к Римлянам или к Евреям апостола Павла. Да, слова по отдельности, вроде бы, понятны. А смысл какой? Апостол Павел говорит о том, что духовное духовне востязуется (1 Кор. 2, 14), то есть духовное может быть понято только духовным. Значит, если я не понимаю, что написано в Посланиях апостольских, то я еще не совсем духовный. Другая причина также может быть проста: я не хочу научиться тому, чему меня учит Церковь.

Апостолы Петр и Павел своими Посланиями постоянно нам напоминают о самом главном, что есть у нас в жизни, без чего мы спастись не можем, – это Божественное Откровение, где все сказано и объяснено. Если человек задался целью постичь законы мироздания, он вынужден сначала изучать определенные науки и предметы, и только потом, постепенно он начинает понимать важнейшие законы, часто записанные непростыми формулами.

То же самое мы можем сказать о христианстве: святые отцы неслучайно называют его наукой из наук. Наша духовная жизнь – это постижение самых что ни на есть важных терминов и понятий, это необходимость прилагать множество усилий, чтобы эта наука из наук для нас была открыта и понятна. Желаем всем, дорогие братья и сестры, не лениться и изучать все то, что нам дали святые апостолы, и через это открывать для себя то, о чем некогда сказал апостол Павел: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5, 5).

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник славных и всехвальных первоверховных
апостолов Петра и Павла,

12.07.2017

Дата последнего изменения: 24.07.2017