Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. 02.07.2017

sotnikС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с очередной Неделей Петровского поста! Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование об исцелении Спасителем нашим Господом Иисусом Христом слуги капернаумского сотника (см.: Мф. 8, 5-13).

Это событие, о котором рассказывают три евангелиста, очень важное для верующего человека, потому что оно свидетельствует о том, как должен человек верить в Господа.

Евангелие повествует, что однажды ко Христу подошел капернаумский сотник, то есть офицер, командир сотни солдат: в Капернауме был расквартирован римский полк легионеров для поддержания порядка и дисциплины в Палестине. Сотник-язычник подходит вдруг ко Христу и просит исцелить своего слугу, который находится в расслаблении. Итак, первое, что не может не заставить нас задуматься об этом человеке: каким образом, благодаря чему он исповедует в Иисусе Христе Бога?

С одной стороны, сотник верил во многих богов и, наверное, рано или поздно должен был прийти к мысли, что богов не может быть много. Духовная интуиция присуща каждому человеку, и она подсказывает: если Бог всемогущий и вездесущий, то Он должен быть только один. Если существуют два бога или три, то нельзя каждого из них признать всемогущим и вездесущим, ведь они ограничат друг друга в действиях и волениях. Вот что заставляет человека исповедовать то, что Бог может быть только один.

Обращаясь к Иисусу с просьбой сказать слово, сотник исповедует важную истину: подобно тому как ему послушны его слуги и рабы,
для Христа послушными рабами являются жизнь, смерть, болезни.

А с другой стороны, сотник видит то, какие дела совершает Христос. По сути дела, свое вѝдение он исповедует словами: ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8, 9). Он просит Христа, чтобы Тот сказал только слово, и тем самым исповедует важную истину: подобно тому как ему послушны его слуги и рабы, для Христа послушными рабами являются жизнь, смерть, болезни. А кому они могут быть подчинены, кроме всемогущего Бога?

И вот, мы видим реакцию Христа: вера сотника приводит Господа в духовный восторг. Богочеловек говорит: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). И добавляет: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11-12). И Господь исцеляет больного – сотник получает просимое.

Самое главное, чтобы эта похвала со стороны Христа не начала служить нам упреком. Подобно тому как это случилось с иудеями, которые кичились своей верой в единого истинного Бога – она была доверена им как Богооткровенная религия. Но вместо того чтобы верить в истинного Бога, они верили в свои желания, верили в то, что создали по своему образу и подобию, – в мессию, который должен был прийти и даровать им царство, которое они для себя сами придумали и в которое хотели войти. Именно поэтому Господь в их адрес произносит такие страшные слова: «Сыны царства будут извержены вон». И это предостережение для каждого из нас.

Посмотрим на себя: когда мы исповедуем свою веру в Господа Иисуса Христа, разве постоянно она сопряжена с верою в Его всемогущество и вездесущность? Если бы это было так, то что бы мы ни делали, что бы мы ни говорили, о чем бы мы ни думали, мы бы постоянно помнили о нашем Господе, постоянно предстояли бы перед Ним. Даже сейчас, в этот момент находясь в храме, мы созерцали бы не только своими умами, но и своими сердцами Его присутствие среди нас и в нас.

Христос восторгается верой сотника, хвалит его и ждет
от нас того же: чтобы мы постоянно исповедовали своей жизнью присутствие в ней Бога
и исполняли Его заповеди.

А что бы это нам дало? Если я всегда помню, что Бог «везде сый и вся исполняяй», и знаю, что Он есть Любовь, значит, я постоянно бываю судим этой Любовью, Которая, что бы я ни делал, где бы я ни находился, вне зависимости от того, помню я об этом или не помню, всегда смотрит на меня и ждет ответной любви. А если мне нужны какие-то очень серьезные события в жизни или очень сильные слова о Божественной Любви, чтобы меня «проняло», чтобы я увидел эту Любовь, то это значит, что моя вера не совершенна.

А вот сотник, будучи язычником, исповедует эту Любовь. И если Христос восторгается этим человеком, хвалит его за это, то, конечно, Он ждет того же от каждого из нас – постоянного исповедования своею жизнью того, что Бог всегда присутствует в ней, всегда видит нас, всегда ждет от нас исполнения Его заповедей. Казалось бы, чего проще? Каждый из нас знает, что без любви к Богу нам не спастись, не войти в Царствие Небесное, потому что это Царство Его Любви. Что там делать человеку, если сердце не любит Бога, если ему Бог не нужен? Какой же это будет рай, если сердце будет там не наслаждаться, а страдать? Но в Евангелии от Иоанна мы читаем слова Господа: «Тот, кто любит Меня, Мои заповеди соблюдет» (см.: Ин. 14, 21). Именно исполнение заповедей Божиих, тщательное, терпеливое, жертвенное исповедование открывает в наших сердцах эту любовь к Богу.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вчитываясь в события евангельской истории, будем пытаться понять, имеем ли мы такую веру в Господа нашего Иисуса Христа, как этот человек, сотник, будем стараться, чтобы у нас была такая вера. Стараться сделать так, чтобы Бог был нужен нам не только для того, чтобы нам было хорошо в этой жизни, но еще и для большего: чтобы в вечности обрести Его, а самое главное, себя сохранить. А для этого нужно иметь веру в то, что Господу подчинено в этом мире абсолютно все и вся, смерть и жизнь, болезни и обстоятельства – то, что мы называем Промыслом Божиим. Если мы настроимся таким образом и будем стараться исполнить то, что исполнил римский сотник, то тогда, наверное, и мы своей жизнью, исполнением заповедей сможем привести в духовный восторг нашего Бога. И Господь скажет и о нас: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 4-ю по Пятидесятнице,

02.07.2017

 

Дата последнего изменения: 07.07.2017