Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 8-ю по Пасхе, в День Святой Троицы, Пятидесятницы. 04.06.2017

troicaДорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с великим двунадесятым церковным праздником Святой Троицы, или Святой Пятидесятницы! В книге Деяний мы читаем о том, что на святых апостолов с неба снизошел Дух Святой в виде огненных языков и все они начали говорить на разных языках.

И люди, пришедшие из самых разных стран на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, недоумевали, каким образом апостолы, в прошлом неграмотные, незнатные, необразованные люди, могут говорить на понятных для них наречиях (см.: Деян. 2, 1-11).

Сегодня Святая Церковь не только вспоминает событие, случившееся две тысячи лет назад, но мы входим в ту духовную реальность, которая называется ниспослание Духа Святаго. Святая Церковь, призывая нас молиться в этот день особенным образом, читая слова: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны…», свидетельствует о главной жизненной цели человека – стяжании Святого Духа. Но если мы молимся так, значит, мы находимся в состоянии ожидания и подготовки себя к принятию этого Божественного Дара.

Стяжание Святого Духа – это главная цель жизни человека.
Читая молитву «Царю Небесный», мы свидетельствуем о том, что готовимся к принятию этого Божественного Дара, ожидаем его.

И здесь мы должны сказать об очень важной вещи. Ведь, с одной стороны, Святая Церковь утверждает, что Дух Святой через Вознесение Христово уже ниспослан человечеству: Он пришел и готов каждого из нас соделать храмом для Себя. Но, с другой стороны, очень многое зависит от человека, от его готовности, которая определяется тем, как человек живет, как исполняет заповеди, любит ли он Бога и своих ближних.

В Библии мы читаем о том, что на заре человечества Господь, сотворивший Адама и Еву, вложил в сердце человека дыхание жизни, которое и было частицей Бога. Именно Дух Святой давал человеку возможность воспринимать то место, куда он был помещен Богом, как рай. Более того, Дух Святой давал человеку возможность беседовать с Господом, видя в Нем и Источник жизни, и своего Творца, и своего Промыслителя.

Но в силу того, что человек совершил грех и исказил замысел Творца о себе, он замкнулся на себя, а любовь к Богу обратил в любовь к себе. Иными словами, стал гордым. Бог Дух Святой покинул сердце человека и стал для него уже внешним объектом. И как только это случилось, Адам начал бегать от Бога, прятаться, оправдываться перед Ним и, пожалуй, самое важное – стал переживать рай уже как место мучения. Вот как страшно потерять Бога Духа Святаго!

По сути дела, вся последующая история человечества, длившаяся достаточно долго, была попыткой человека вернуть Духа Святаго в свое сердце. И неважно, был ли то иудейский народ или языческие народы, которые по-своему, но все равно искали возможность обрести Духа Святаго, пусть они и называли Его иначе – счастьем или блаженством. Важно другое: человек сам, своими собственными силами был не в состоянии это сделать, и поэтому потребовалось Боговоплощение.

История человечества – это попытка человека вернуть
Духа Святаго в свое сердце после грехопадения. Но своими силами человек не в состоянии это сделать, именно поэтому потребовалось Боговоплощение.

Итак, Бог по величайшей Своей любви к миру, к человечеству, которое утопало в грехах, ниспосылает Сына Своего Единородного. Но спасение заключается не только в том, что Господь восходит на Крест и распинается за каждого из нас, воскресает и возносится на Небо. Самое главное – это то, о чем Он говорит своим ученикам в Прощальной беседе: благодаря Подвигу Христову людям будет ниспослан Дух Святой, дарована Вечная Жизнь (см.: Ин. 15, 26-27).

И на 50-й день после праздника Пасхи, а лучше сказать, после Воскресения Христова, совершается это ниспослание на святых апостолов Бога Духа Святаго, а в их лице, конечно, на каждого из нас. Это воистину день рождения Церкви Христовой – того Богочеловеческого организма, который оживотворяется Богом Духом Святым и Главой которого является Христос.  И когда Дух Святый нисходит на святых апостолов, мы видим, как преображается их естество, а вместе с этим преображается для них и мир. До Пятидесятницы они были робкими, боязливыми: «страха ради иудейска» апостолы собирались за закрытыми дверями, чтобы никто их не тронул, не обидел, даже после Воскресения Христова. Но по сошествии Святаго Духа апостолы уже безбоязненно идут «даже да края земли» проповедовать о Христе Воскресшем и о том великом даре, который ниспослал Бог человечеству.

По словам Иоанна Златоуста, единодушие жизни и прославление Бога являются главнейшими условиями присутствия Духа
в Церкви. Там, где нет единства,
не может быть и Духа.

В книге Деяний мы читаем о том, что апостолы находились все вместе, они пребывали в воспоминаниях о деле Спасения, которое совершил Господь. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, именно единодушие жизни и прославление Бога «единым сердцем и едиными устами» являются главнейшими условиями присутствия Духа в Церкви. Там, где нет единства, не может быть и Духа. И для каждого из нас это очень важное откровение, потому что если сердца наши раздроблены злобой, осуждением, раздражительностью, недовольством, неважно на кого и по какому поводу, если сердца наши съедаются этой духовной ржавчиной, то Богу Духу Святому очень сложно войти в такое сердце и сотворить для Себя храм. Именно поэтому Святая Церковь каждому из нас ставит необходимым условием спасения – покаяние.

Говоря сегодня о дне рождения Церкви, мы говорим и о том, что являемся членами этого Богочеловеческого организма. В связи с этим как не вспомнить притчу Христа о виноградной лозе (см.: Ин. 15, 1-8): если ветвь находится на лозе, то она питается ее живительными соками, а если нет, то засыхает. То же происходит и с человеком – без Церкви человек не может спастись. Что же является для нас прививанием к этой истинной лозе, средством получения от Нее благодати?

Чтобы Бог Дух Святой вселился
в нас, нам достаточно иметь веру
и жить по заповедям. Получение
дара такой веры лежит на путях покаяния, изучения Закона Божия, участия в церковной жизни.

Господь дает нам великий дар и великое чудо, которые мы называем верою. Святитель Иоанн Златоуст говорит о вере именно как о связующем звене, благодаря которому мы становимся носителями Божеского естества через участие в Таинствах. Святитель говорит и о том, что формально для человека веры недостаточно, нужно нечто большее. Но Господь Своим всемогуществом устраивает так, чтобы веры и жизни по заповедям для нас было достаточно. И далее Златоуст, как бы в недоумении и восхищении Божеской Премудростью и чудесами, прибавляет: итак, веры недостаточно, но Бог хочет, и поэтому она спасает. Хочется каждому из нас пожелать, чтобы мы имели эту веру православную, которой бывает достаточно, чтобы Бог Дух Святой пришел и вселился в нас.

Но нельзя просто захотеть и сказать: я буду так верить. По учению Святой Церкви, достижение, приобретение или, лучше сказать, получение такой веры как дара лежит на путях покаяния, изучения человеком Закона Божия, исполнения заповедей Христовых и, конечно, участия в церковной богослужебной жизни, стержнем которой является Таинство Святого Причащения. Вот еще одно чудо, которое может совершаться и совершается постоянно в Церкви Христовой, когда мы получаем спасительный дар благодати, переживая его в своих сердцах и умах как свидетельство милости и любви Божией.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем сердечно с Праздником и желаем, чтобы всегда в нас жило чувство, память о великом нашем предназначении, чтобы все дела и слова мы соразмеряли с ним. И тогда мы увидим, как просто будет жить и как за это будет Господь ниспосылать нам великое утешение в чувстве неизреченной радости о том, что мы являемся чадами  Церкви, что нам ниспослан Бог Дух Святой, Который ждет каждого из нас в Царствии Небесном.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 8-ю по Пасхе, в День Святой Троицы, Пятидесятницы,

04.06.2017

 

Дата последнего изменения: 15.06.2017