Проповедь протоиерея Георгия Климова в Праздник Вознесения Господня. 25.05.2017

vosnesenie1Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Книга Деяний нам говорит, что воскресший Господь в течение 40 дней являлся ученикам, научая их тайнам Царствия Божия, а в 40-й день повел их на гору Елеонскую, где вознесся пред их глазами, и они стояли и смотрели на небо до тех пор, пока не явился ангел и не вывел их из этого духовного оцепенения, сказав: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Еще один важный момент, о котором нам повествует Евангелие от Луки, это то, что, возносясь, Господь, не переставая благословлять апостолов, исчез из их глаз в небе (см.: Лк. 24, 50-51). Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит о том, что это благословение Божие, которое Господь не закончил на Своих учениках, имеет продолжение и распространяется на всю историю существования Церкви Христовой, то есть в лице апостолов Христос благословил и благословляет непрестанно каждого из нас. Благословляет, конечно, на добрые дела, как говорят в народе. Но лучше сказать, Господь благословляет нас на то, чтобы мы спасались.

Благословение Божие апостолов
при Вознесении имеет продолжение и распространяется на всю историю существования Церкви. В лице апостолов Христос благословляет нас на то, чтобы мы спасались.

Вознесение – это из ряда вон выходящее событие в истории человечества, которого не было никогда. Чудо Вознесения часто является пробным камнем испытания нашей веры, мы принимаем учение Церкви о том, что Господь вознесся со Своей Пречистою Плотию на небеса. Можно поставить вопрос: где сейчас пребывает эта Пречистая Плоть нашего Господа? Ведь, по учению Церкви, в Ней при одном Лице соединились Божеская и человеческая сущности нераздельно и неразлучно, то есть так, что уже разлучиться Божеское естество и человеческое не могут.

Эти недоуменные вопросы, которые рождает наш разум, логика восприятия побеждаются нашей верой. Мы принимаем, что Господь вознесся, и это тайна Божия, где пребывает сейчас Он со Своею Пречистою Плотию. Мы принимаем основные положения, которые названы догматами Церкви, в том числе и догмат о Вознесении. О нем свидетельствует Церковь в Символе Веры: свидетельствует для утверждения главнейшего догмата – догмата о Спасении. Иными словами, Господь хочет сказать, что если Он, имея человеческую сущность, во всем подобную нам, кроме греха, вознесся, то и каждый из нас предназначен для Вознесения на небо.

Догмат о Вознесении входит
в Символ Веры для утверждения главнейшего догмата – о Спасении. Если Христос, имея человеческую сущность, вознесся, то и каждому
из нас предназначено Вознесение.

Конечно, взирая на себя, мы видим, что плоть наша груба. Она осквернена грехом, злыми делами, она настолько тяжеловесна, что для нас вопрос о Вознесении является нереальным. Но Святая Церковь говорит, что мы должны готовиться к этому – очищать свою плоть, свои умы и сердца. И, может быть, отголоском того, что нам предназначено Вознесение на небо, являются наши святые, которые, очистив сердца и умы, ликовали о Господе, любили Бога и ближнего и от этой любви просвещались. И так на душе у них было светло и легко, что они жили, как будто не касаясь земли.

Святая Церковь говорит о том, что именно на путях очищения своего сердца лежит наш путь к Вознесению, к восседанию на небо, как это сделал наш Господь. И критерии того, легким является твое сердце или тяжеловесным, – очень просты. Если по отношению к ближнему ты злой и захлебываешься постоянно в осуждении, в раздражительности, то, наверное, с таким сердцем тебе дорога не на небо, а куда-то в другую сторону. И вот эта простота восприятия верующего человека, к которой призывает нас Святая Церковь, в общем-то постоянно дает нам возможность соотнестись с тем, куда мы больше готовы двигаться – вверх или вниз.

На путях очищения своего сердца лежит наш путь к Вознесению. Святые, очистив сердца и умы, ликовали о Господе, любили Бога
и ближнего, просвещались любовью и жили, как будто не касаясь земли.

Но, с другой стороны, рассуждать о том, когда будет Вознесение наше на небо или когда будет Второе пришествие (мы понимаем, что эти моменты соединятся в истории человечества), может быть, мы не должны. В Евангелии сказано о том, что Господь ведет учеников на гору Елеонскую, 40 дней Он учил их тайнам Царствия Небесного, казалось бы, все объяснил, растолковал, дал дар Духа Святаго, чтобы они понимали Писание, а они Его спрашивают: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6).

Получается, что ученики не очень-то до конца все уразумели и поняли. И тогда Господь сказал им такие слова, которые мы тоже должны почаще вспоминать: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). А какое же наше дело? А наше дело каяться в грехах, исправляться, облегчать свое сердце с тем, чтобы Господь прощал нам грехи.  И если мы начнем этим заниматься подлинно, истинно, то перед нами откроется нечто важное: мы настолько увидим себя греховными, что будем Бога просить только об одном: чтобы Он эти времена и сроки как можно дольше отложил и нам хватило времени очиститься, просветиться и возлюбить Господа и ближнего так, как Он заповедовал нам.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем вас с праздником Вознесения Господня, желаем, чтобы свет и любовь жили в наших сердцах, чтобы легкость взаимоотношений с Богом и с ближними, называемая евангельской простотой, постоянно свидетельствовала о том, что мы тоже предназначены к этому важнейшему и величайшему событию в нашей жизни.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник Вознесения Господня,

 25.05.2017

 

Дата последнего изменения: 31.05.2017