Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день престольного праздника храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость». 14.05.2017

samaryankaВаше Преосвященство, дорогой Владыка Тихон, Христос Воскресе! Разрешите в этот праздничный для сего святого храма день приветствовать Вас и поздравить с великим и Пасхальным, и Богородничным Торжеством!

Верующие люди, чья жизнь проходит под взорами Божией Матери, всматриваясь в Ее святые иконы, находясь в Ее святых храмах, часто признают один очень важный момент. А именно то, что слово Божией Матери очень «молчаливо», тихо, прикровенно. Она молча кротко смотрит на человека, но Ее взгляд и молитва, по слову апостола Павла, доходят до самых сердечных глубин человека (ср.: Евр. 4, 12), исправляя его и делая из грешника праведником.

Празднование иконы «Нечаянная Радость» практически всегда выпадает на весенние пасхальные дни, поэтому мы по-особому задумываемся и о празднике Пасхи, и об этой святой иконе Богоматери. Ведь праздник Пасхи заключается для нас в том, что Господь пострадал за каждого из нас на Кресте, пролив Свою животочную кровь, даровав нам Спасение. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Христос пострадал за человека, когда человек был еще врагом Богу и врагом неблагодарным; но Господь для каждого из нас сделал то, что мы никогда не сделали бы и для друга. В этом смысле икона «Нечаянная Радость» удивляет нас своим жизнеописанием: мы знаем, что человек-грешник, молясь перед этой иконой, вымаливал благословление на свои беззакония. Богородица молча терпела до тех пор, пока кровь не потекла из язв Ее Младенца, как на Кресте из ран Христа, и это привело человека в сознание того, что же он делает.

Слово Божией Матери тихо, «молчаливо», прикровенно. Она молча кротко смотрит на нас,
но Ее взгляд и молитва доходят
до сердца, исправляя человека и
делая его из грешника праведником.

Святая Церковь учит нас тому, что жизнь верующего человека проходит под взором Божией Матери, и в сознании людей иногда отождествляются Церковь и Пресвятая Богородица. И в этом смысле мы можем говорить о том, что Божия Матерь совершает подвиг Своего Сына и за людей, которые часто являются врагами Церкви, и за людей, которые не то что ненавидят Церковь, а просто безразличны к вере, им абсолютно все равно, есть Бог или нет, есть Церковь или нет. Богородица Своим взором и Своим молчанием согревает сердца таких людей и приводит их к Богу, Она делает из них истинных, как сегодня мы слышали в Евангелии, поклонников Богу, которые поклоняются Господу в духе и истине.

И мы понимаем, что за этим стоит великая жертвенная любовь. Но ведь руками Церкви Христовой здесь и сейчас являются руки святителей, епископов и тех, кого они делегируют в мир, то есть священников. И как же непросто бывает эту жертвенную любовь в современном мире являть.

В сегодняшний день, дорогой Владыка, мы искренне желаем Вам крепкого здоровья, помощи Божией, мудрости Божией и, конечно, такого горения сердца, которое всегда отличает жертвенное служение народу Божиему. Желаем, чтобы люди всегда вдохновлялись красотой богослужений, которые Вы традиционно совершаете и в нашем храме, и в Северо-Восточном викариатстве, и в граде Москве, и в Венско-Австрийской епархии; чтобы эта красота, которая спасает мир, согревала сердца людей и приводила их к Богу. Мы знаем, что для Вас нет ничего дороже того, чтобы человек пришел ко Господу!

На молитвенную память о нашем сегодняшнем Богослужении разрешите преподнести Вам эти знаки и символы архиерейского Богослужения, которые имеют еще и пасхальный мотив, чтобы Вы, молясь и совершая службы, вспоминали наш приход и икону «Нечаянная Радость».

Исполла эти деспота, дорогой Владыка.

Слово Владыки

Дорогой отец Георгий, настоятель, благочинный и мой помощник! Я сердечно Вас благодарю за слова приветствия и поздравления от лица клира, и от всего прихода, и всех тех, кто прибыл сюда принять молитвенное участие в торжестве по случаю празднования Пасхи и по случаю празднования Церковью чудотворного образа иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Так же, как и Вы меня, я всех вас, дорогие во Христе отцы, братия и сестры, приветствую пасхальным приветствием: Христос Воскресе! В нем заключена суть нашей веры. В нем заключены духовная радость, поддержка, утешение, смысл жизни и даже смерть, потому что смерть для христианина уже не существует: она забирает только тело, а наша вечная душа принадлежит Богу. Были ли мы крещены младенцами или сами осознанно пришли и приняли веру христианскую, исповедав веру нашу в Господа, пришедшего во плоти ради нашего Спасения, пострадавшего и воскресшего, чтобы нам даровать Свое Царство Небесное, чтобы мы вечно с Ним пребывали в этом «невечернем дни», как поется в пасхальных песнопениях, в Его Царстве мира, радости, любви и святости, в непрестанном славословии Бога.

Подумай, христианин: ради тебя Господь ночи проводит в молитве
к Небесному Отцу, а днем идет благовествовать Царство Божие, невзирая на жару, глад и жажду.
Он идет спасти человеческий род.

Все, что ни делал Господь во время Своей земной жизни, имеет прямое отношение к делу нашего спасения. Мы проходим сейчас праздник святой Пасхи, попраздненства ее, и каждый воскресный день Святая Церковь предлагает нам удивительные воспоминания из жизни Спасителя, одно из которых посвящено Его беседе с самарянкой (Ин. 4, 5-42). Господь направлялся из Иерусалима в Галилею дорогой, которая пролегала через Сихем, ныне город Наблус. Там был колодец, у которого остановился и присел Господь, устав от жара и зноя, изнурительной дороги, и послал учеников в ближайшее селение купить пищи. Христос утомился, потому что ради нас шел, не теряя времени Своего земного, благовествовать людям Царство Божие, совершая спасение.

Святитель Николай Велимирович вопрошает: почему не пошел Ты, Господи, вечером, когда зной проходит? И сам дает ответ: потому что ночи проводил Он в молитве. Подумай только, христианин: ради тебя Господь ночи проводит в молитве к Небесному Отцу, а днем идет благовествовать Царство Божие, невзирая на жару, глад и жажду. Он идет, чтобы спасти человеческий род.

Встречается Христу у колодца женщина, всем известная явная грешница, лучшие годы ее жизни были проведены впустую, в грехе. Греховный путь – путь соблазнительный. Очень легко встать на путь греха, но крайне трудно с него сойти. Совесть человека, который грешит, вступает в противоречие с его делами: совесть обличает, дела очаровывают, и стоит человек перед необходимостью, слыша внутренний закон, поступать против него. Только благодать Божия может избавить человека от пути греха, даровать ему избавление, и если не Сам непосредственно Господь избавляет человека, то через другого ниспосылает Свою помощь Божественную, чтобы спасти его, а через него и других. Так случилось с самарянкой, уверовавшей после беседы с Господом, ставшей Его ученицей, своей последующей жизнью и проповедью Евангелия запечатлевшей верность Христу до смерти.

Совесть человека, который
грешит, вступает в противоречие
с его делами: совесть обличает,
дела очаровывают, и стоит человек перед необходимостью, слыша внутренний закон, поступать против него.

Что изменило ее, что преобразило? Она услышала голос Божий, последовала ему, изменила свою жизнь, уверовав глубоко в Господа, обрела радость. Жизнь предстала в ином свете, и она до конца своих дней благовествовала Господа, в конце жизни претерпела страдания с именем мученицы Фотиньи. Мы знаем ее как благовестницу Евангелия и сегодня учимся у нее внимать голосу Спасителя нашего – голосу, раздающемуся со страниц Священного Писания, раздающемуся в нашей совести, призывающему нас через ближних осуществлять дело своего спасения, любя, прощая, сострадая, помогая, делая все, чтобы не по имени только, но и по жизни быть христианами.

Господь в сегодняшнем Евангелии учит нас молиться праведно, молиться истинно. Мы должны поклоняться и внешне: ставить свечу, подавать записочку, вставать дома на правило, приходить в храм на молитву. Но с внешней стороной молитвы должно непременно быть соединено внутреннее поклонению Богу в духе и истине. Господь говорит: Бог есть дух, и  поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). А это значит, что человек должен быть благоговеен, внимателен, должен обращать к Богу внутреннее содержание своего сердца, открывать перед Ним глубину своего падения, не обвиняя других, но укоряя самого себя. И просить у Бога прежде всего умения видеть свои бесчисленные грехи, как песок морской, а затем уже дерзать прославлять имя Божие. Святые отцы говорят нам: прежде чем ты станешь славословить Бога, посмотри в свое сердце и душу, окинь взором жизнь прошедшую, осознай, что ты великий грешник, которому дано покаяние, и из этого состояния увидишь, как подходить правильно к молитве, как Бога прославлять.

Пусть каждый поставит себя
перед Богом и признается в своих недостатках, постарается не унывая исправиться и жить настоящим – оно дано нам, чтобы мы время свое проводили в покаянии.

Перед нами чудотворная икона – образ Божией Матери «Нечаянная Радость». Перед нами грешник, в котором мы узнаем себя. Мы согрешаем ежечасно, ежеминутно, каждый день нашей жизни, а ведь она летит – было время, и оно прошло. Мы строим планы на будущее, но не знаем, осуществится ли оно, и жить мы должны настоящим. Какими мы сейчас предстоим Богу? Пусть каждый себя поставит перед нелицеприятным судией – перед Богом – и признается в своих недостатках, постарается не унывая исправиться и продолжать жизнь в настоящем. Это настоящее дано нам для того, чтобы мы жизнь свою устрояли на началах Евангелия, время свое проводили в покаянии.

Перед нами образ Пречистой, свидетельствующий о том, что мы не одиноки на нашем пути, с нами Матерь Божия. Она молится за каждого из нас, Она хочет всем здесь стоящим и тем, кто заблуждается, кто еще не на путях спасения, кто не в вере или в сомнениях, желает спасения. Ведь кровь Господа пролита за всех. Благо, что мы христиане, благо, что мы в храме, что мы исповедуем веру в Господа, но и нам после слов покаяния, принесенных Богу за наши грехи, необходимо молиться за других, соединяя воедино вопль всей Церкви об отечестве нашем, о народе, о заблуждающихся, о заключенных, о всех тех, кто нуждается в нашей молитве. В этом, дорогие во Христе братья и сестры, суть жизни христианской, устроенной на началах Божественной любви. Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если вы эту любовь будете проявлять не только к своим родным и близким, но и к дальним, не только к тем, кто вас любит, но и к врагам. Это заповедь Божия, по ней будет узнаваться, христианин ли человек или нет.

Постараемся в жизни своей, взирая на пример кающегося грешника, исправляться, каяться. Будем просить у Бога Его помощи и милости к нам, кающимся, чтобы мы больше не согрешали. Будем молить Пречистую, чтобы Ее покров державный, чтобы Ее молитвы всегда были с нами, потому что без них нам крайне тяжело. Я совершенно согласен с Вами, отец Георгий: Церковь Христова неотделима от Матери Божией, как и Матерь Божия неотделима от Церкви Христовой. Да иначе и быть не может, потому что Церковь Божия есть тело Христово, о котором Матерь Божия заботится, то есть Она заботится о каждом из нас: о тех, кто в храме, и тех, кто вне его.

Молитвами и предстательством Царицы Небесной да дарует нам Господь праздновать вечную Пасху в его Царствии, чтобы, здесь вкусив этой светлой пасхальной радости, мы, преодолев в своей жизни испытания и трудности, скорби, болезни, борьбу с грехом, борьбу с диаволом, борьбу с нашей плотью и страстями, победили бы их, имея решимость и благодать, которая ниспосылается тем, кто решается на подвиг. Пусть благодать Божественная хранит всех нас, слово Божие – укрепляет и молитвенный покров Царицы Небесной ведет нас в Царство Небесное, к Богу.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне,
иконы Божией Матери «Нечаянная радость»,

 14.05.2017

Дата последнего изменения: 21.05.2017