Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 07.05.2017

iscelen-rasslablenХристос Воскресе! Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, четвертой Неделей по Пасхе, которая именуется Неделей о расслабленном. Сегодня мы слышали повествование из Евангелия от Иоанна о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного, 38 лет лежащего при Овчей купели (см.: Ин. 5, 1-15).

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что, когда мы вчитываемся в это повествование, нас не может не восхитить терпение и вера расслабленного человека. Больной находился у Овчей купели, куда раз в год нисходил Ангел и возмущал воду таким образом, что первый, кто касался этой воды, получал исцеление. И расслабленный, неспособный сам доползти до этой воды, ждал 38 лет чуда при полном осознании того, что этого не может по-человечески произойти – он никогда не сможет войти в эту воду первым. Но он не потерял веры, он не потерял терпения. Он сам не знал, как это может произойти, но надеялся, что это произойдет. И был за это вознагражден посещением Христа, Который выбрал его как объект, который засвидетельствовал бы перед другими, на что способно человеческое терпение, если верующий человек имеет истинное покаяние.

Расслабленный не потерял веры, терпения и был вознагражден: Христос выбрал его, чтобы он засвидетельствовал перед другими, на что способно терпение, если человек имеет истинное покаяние.

А откуда мы знаем, что расслабленный, лежавший 38 лет при Овчей купели, каялся? Об этом мы узнаем из последних слов Христа этому человеку: Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5, 14). Как говорят святые толкователи, эти слова свидетельствуют о том, что расслабленный был наказан своей болезнью за какой-то страшный смертный грех. И если бы не было со стороны больного истинного покаяния, то есть осознания, что поделом он получил и теперь должен лежать и терпеть, то он бы не смог вынести 38 лет в таком состоянии, в надежде на то, что может получить просимое.

А с другой стороны, Господь, конечно, неслучайно задает расслабленному вопрос: Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6). И на это человек отвечает: Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню (Ин. 5, 7). Казалось бы, все по-человечески очень четко, все выверено, все правильно, по-другому быть не может. Но Господь, обращаясь к нему, вдруг говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). И по вере, которую имел, как мы понимаем, этот человек, он встает на ноги и берет одр, на котором лежал, и идет в свой дом.

Что это было? Мы знаем, что это была Божия благодать, вспомощствующая человеку в деле спасения, которая не только укрепляет его дух и душу, но и тело делает здоровым. И мы знаем, что, приступая к церковным таинствам, приходим в общем-то дух свой лечить, душу, но часто получаем исцеление от Господа – телесное, физическое здравие. Как важно каждому из нас знать об этом событии, как важно помнить о том, что говорит Христос этому человеку в ответ на его недоумение: что он может сделать сам, если лежит недвижим и не имеет человека для помощи?

Божия благодать не только укрепляет дух, но и тело делает здоровым. Приступая к церковным таинствам, мы приходим лечить дух, душу, но часто получаем исцеление – телесное здравие.

Посмотрим внимательно на себя, зададимся вопросом: как мы живем, зачем мы ходим в храм? Часто причиной нашего прихода в церковь становятся чувства какой-то неустроенности, дискомфорта в душе, в духе, иногда нас к этому побуждают тяжелые обстоятельства. И нам очень хочется, чтобы какой-то человек, со стороны пришедший, нам бы помог, все исправил. Когда мы видим, что наша жизнь рассыпается, вдребезги разбивается, не складывается, не ладится, нам так хочется сказать: «Господи, не имею человека, пришли кого-нибудь помочь мне». А Господь говорит о другом, Он говорит: «Хочешь быть здоровым, встань на ноги свои и иди в дом твой».

Что значат эти слова Господа на духовном уровне? Что значит это дололежание, это расслабление духовное? Конечно, это не отсутствие веры: расслабленный имел веру. В каком-то смысле мы можем воспринять это лежание расслабленного как образ. Ведь в принципе в духе человеческом существует только два типа отношений к Богу, к ближнему, к миру: это или любовь, деятельное добро, или зло, которое мы постоянно совершаем, на которое всегда готовы, и списываем на него всю свою немощь. Если человек находится в расслаблении, он знает: для того чтобы встать на ноги, ему нужно употребить усилие. Когда нам Святая Церковь говорит: любите ваших ближних, любите Бога, исполняйте заповеди, мы ведь тоже понимаем, что нам нужно употребить усилие. Не свидетельствует ли это о том, что наше состояние бездеятельности, при полном осознании необходимости употребить усилие, является расслаблением духовным?

Казалось бы, что тут сложного – засвидетельствовать перед дальними и ближними то, что мы их любим. Употреби усилие – не ругайся, не сквернословь, не раздражайся. Да, может быть, тебя не поймут окружающие, скажут, мол, что-то не то с тобой случилось, потому что ты всегда был такой злой, крикливый, неприятный – и вдруг такая перемена, что-то здесь не то!

Наше отношение к Богу, к ближнему, к миру – это или любовь, деятельное добро, или зло, на которое мы свою немощь списываем. Человеку
в духовном расслаблении необходимо употребить усилие над собой.

Но если мы этого не сделаем – в духовном смысле не встанем на ноги, одра своего не возьмем, то так и будем лежать в расслаблении, в этом зле, которое нас постоянно съедает. Буквально приковывают нас к одру наши страсти – злость, раздражительность, осуждение, и мы ничего поделать с собой не можем. И нам почему-то кажется, что вместо того, чтобы с нашей стороны что-то произошло – внутренний подвиг, усилие, все зависит от тех, кто нас окружает, и мы напрасно ждем, чтобы они стали хорошими, приятными, светлыми, любящими нас людьми.

Сегодняшнее евангельское повествование об исцелении расслабленного по-особому настраивает нас на отношение к жизни, располагает именно в эти пасхальные дни задумываться над тем, какие мысли рождаются у нас, когда мы слышим или читаем Священное Писание. Оно призывает нас понять, что Воскресение Христово, восстание из мертвых, по сути дела для каждого из нас есть восстание из состояния расслабления, переход в состояние духовной бодрости, обновления, имя которому Любовь.

 Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном,

07.05.2017

 

Дата последнего изменения: 12.05.2017