Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 5-ю Великого поста. 02.04.2017

apostoly1Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, с пятой Неделей Великого поста. Подходят к концу наши покаянные великопостные подвиги, и мы приближаемся к Страстной седмице.

И поэтому Святая Церковь сегодня полагает зачало из Евангелия от Марка, где мы слышим слова Господа к апостолам о том, что Ему надлежит прийти в Иерусалим, быть поругану, оплевану от первосвященников, старейшин и книжников, быть убиту и в третий день воскреснуть (см.: Мк, 10, 32-45).

Несмотря на то, что Господь уже не впервые говорит ученикам о грядущих событиях, двое из апостолов, особо приближенных ко Христу, – Иаков и Иоанн –  обращаются к Нему с просьбой. Причем делают это как бы прикровенно: подойдя ко Христу, они говорят: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим (Мк. 10, 35).

Чем вызвана такая просьба апостолов ко Христу? По всей вероятности, они себя считали приближенными ко Господу, пользовались Его особым расположением – это на самом деле было так. И это давало им дерзновение или дерзость (сложно сказать, что это было) просить Господа о том, что выделило бы их зримо и объективно из числа других учеников – дать им сесть по правую и по левую сторону Христа в Его Небесном Царстве. Но Христос в ответ спрашивает: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38).

Иаков и Иоанн пользовались особым расположением Господа, и это дало им дерзновение просить, чтобы Он выделил их зримо из числа других учеников – посадил их справа и слева от Себя в Царствии Небесном.

Конечно, апостолы ничего другого не могли сказать, кроме того, что могут это сделать – будут пить чашу и будут креститься, ожидая, что Христос им взамен скажет: «Хорошо, тогда и вы сядете справа и слева». Но Господь говорит другие слова: Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 39-40). 

Евангелие нам говорит о том, что другие апостолы, услышав об этой просьбе Иакова и Иоанна, начали роптать. А что это был за ропот? По словам святых толкователей, это была не ревность о том, что эти двое уничижают дело Христово своими просьбами, потому что Господь идет на страдание, а они просят о славе. Нет. Прочие апостолы завидовали этим двум, давно уже имели к ним претензии, поскольку они пользовались особым расположением Христа. И под личиной благонамеренности и здравого смысла ученики наконец-то разразились негодованием на Иакова и Иоанна.

Прочие апостолы завидовали приближенности ко Христу
Иакова и Иоанна, давно имели
к ним претензии и под личиной благонамеренности и здравого смысла вознегодовали на них.

Как часто бывает и в нашей жизни нечто подобное. Мы приходим работать Господу, каждый день в Символе Веры исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Господь нам отвечает: «Если чаешь, делай то и то». А что нам делать? Христос говорит: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38); Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 18); Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Вот они, заповеди.

По сути дела, за этими заповедями слышится то же самое, что сказал Господь Иакову и Иоанну: «Пожалуйста, креститесь тем крещением, которым Я крещусь, и испейте ту чашу, которую Я испиваю». И мы говорим: «Да, Господи, мы готовы это сделать».  Но как только доходит до дела, разве мы не ведем себя по-другому? Мы ищем какие-то безумные в Церкви связи, ищем общения со знакомыми священниками или даже с епископами, которые будто бы способны выдать нам какие-то особые преференции, преимущества, льготы на то, чтобы быть поближе ко Христу Владыке там, в Царствии Божьем. А может быть, мы не открыто это выражаем, но всем нутром, всем существом своим постоянно доказываем, что мы особо приближены к Богу, не так, как прочие «человецы грешнии». Разве мы тогда не уподобляемся этим двум апостолам, которые просят Христа посадить их справа и слева от Себя?

Мы часто ищем способ получить
в Церкви какие-то преимущества, льготы, чтобы быть поближе ко Христу в Его Царствии, доказываем, что мы особо приближены к Богу, не так, как прочие «человецы грешнии».

И вот, Святая Церковь заканчивает сегодняшнее евангельское повествование удивительными словами Христа, которые очень просто объясняют, что требуется от человека для того, чтобы наследовать Вечное спасение. Господь говорит: «Вы знаете, что среди язычников действуют законы мира сего: тот, кто больше, другими владеет, повелевает, командует, но среди вас да не будет так. Тот, кто хочет быть из вас большим, да будет всем слугой. Тот, кто хочет быть всех славней, да будет всем рабом. Потому что Сын Человеческий, Сам воплотившийся Бог, в «зраке раба» пришел не для того, чтобы Ему служили (точный перевод греческого слова означает «обслуживали»), а чтобы послужить многим» (см.: Мк, 10, 42-45). Почему такую заповедь дает Христос? Иди и попробуй поработать, послужи. Будь последним рабом у кого бы это ни было. «Разве способен на это нормальный человек? – скажем мы. – Конечно, нет».

Апостол Павел говорит о том, что всякий свою плоть питает и греет (см.: Еф. 5, 29). «А как же я ее напитаю и согрею, если я отдамся в рабство невесть кому?» рассуждает здравомыслящий человек. Но оказывается, что по-евангельски это называется «плотское мудрование», которое связано с нашим неверием и непониманием того великого дела, которое делает Христос и призывает нас быть его соучастниками. Когда человек отдает себя на служение ближним, он открывает свое сердце для того, чтобы в него вошла струя, мощнейший ток благодати в виде милосердия. Сердце соделывается способным для принятия Божественных Даров, для открытия постоянного присутствия Бога в жизни человека.

Когда человек отдается служению ближним, он открывает сердце для благодати в виде милосердия, для принятия Божественных Даров,
для открытия постоянного присутствия Бога в своей жизни.

И сегодняшнее Евангелие, поскольку остается буквально неделя до праздника Входа Господня во Иерусалим, а затем до Страстной Седмицы, вносит как бы еще одну корректировку в наше мироощущение, делает важный акцент в том покаянном делании, которое мы совершаем. Оно заставляет нас, немного встрепенувшись, ответить на вопрос: если прошло пять недель моего покаяния, подошел ли я к этому правильному осознанию, которое мне сегодня открывает Христос, о том, что нужно быть для всех рабом и слугой? Или нет, я еще более надмился, гордясь тем, что смог все это время пропоститься, промолиться, проходить в храм, в итоге став если не праведником, то почти что праведником?

И если это так, Церковь как бы говорит нам: еще не поздно все изменить – на самом деле взять и покаяться, отречься, отрешиться от этих ненужных плотских расположений, когда человек думает о том, что Христос каким-то особым взглядом может на него взглянуть, изъять из числа тех людей, которым Он дал заповеди спасения. «А мне, – думает такой человек, – Господь придумает, может быть, какой-то другой путь спасения». Конечно, нет. Единственный наш путь к спасению – исповедовать то, что есть заповеди Божьи и они для всех. А среди этих всех и я. И я обязательно смогу это Вечное спасение наследовать, но только при одном  условии: если я не буду пытаться в обход Божественного закона сделать так, чтобы, минуя смерть, сразу войти в Славу Божию. Выражаясь таким условным церковно-народным языком, можно сказать (и говорят в народе), что после Преображения была смерть Господня, была Голгофа. А для верующего человека наоборот – без Голгофы никакого Преображения быть не может.

И поэтому, дорогие братья и сестры, будем стараться себя готовить к той Голгофе, которую Господь уготовит каждому из нас. Не будем роптать, не будем унывать, не будем пытаться найти какие-то обходные пути. Если мы верующие во Христа, значит, мы исповедуем то, что готовы пить ту чашу, которую Он испил, и креститься крещением, которым Он крестился. И мы должны постараться сделать так, чтобы наши слова не расходились с делом.

И если это начнет в нашей жизни осуществляться, то мы обязательно увидим, что слова Христа о том, что не в Его воле посадить нас от Себя справа и слева, в определенном смысле это педагогический, воспитательный ход. Конечно, Христос посадит нас с Собою, возлюбив всех Своих верных слуг, которые готовы подвизаясь исполнять Его заповеди.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в 5-ю Неделю Великого поста,

02.04.2017

 

Дата последнего изменения: 06.04.2017