Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу первой недели Великого поста. 04.03.2017

EuharistoПоздравляем всех вас с первой субботой Великого поста, дорогие братья и сестры! Закончилась первая седмица, и сегодня по традиции многие православные верующие причащаются Святых Христовых Таин.

И в нашем храме почти все находящиеся на службе также были причастниками Святых Тела и Крови Христовых.

Святая Церковь говорит нам о необходимости вкушения Тела и Крови Христовых, ссылаясь на слова самого Господа нашего и Бога Иисуса Христа, Который однажды в беседе с иудеями о Хлебе Жизни сказал: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53-57).

Поскольку естество Богочеловека вечное, блаженное, поскольку оно вознесено на Небеса, то всякий, становящийся сотелесником естества нашего Господа, также свое естество соединяет и с Вечностью, и с Блаженством. Но многое зависит от того, с каким расположением мы приходим к причастию Святых Христовых Таин: очень важно, насколько правильно мы расположились принять Святые Дары.

К Господу подходят сотни, тысячи, миллионы людей, касаются Его, толкают, трогают, но ничего
не получают. И только единицы, особым образом расположившиеся, касаясь лишь края ризы Христа, получают то, что хотят получить.

 Мы знаем, например, что однажды в дни общественного служения Господа к Нему подошла женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Она подумала в себе, что если только коснется края ризы Христа, то по Его милосердию получит отпущение болезни, прощение грехов (см.: Мф. 9, 20-21). И действительно, она получила исцеление. И Господь сказал: Прикоснулся ко Мне некто, потому что Я почувствовал силу, исшедшую из Меня (Мф. 8, 46). Апостол Петр ответил: Наставник, народ окружает тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? (Мф. 8, 45).

О чем свидетельствует вопрос апостола Петра? О том, что постоянно к Господу подходят сотни, тысячи и миллионы людей. Они касаются Его, толкают Его, трогают, но абсолютно ничего не получают. И только единицы исключительнейшие, особым образом расположившиеся и настроившиеся, касаясь даже не Христа, а края ризы Его, получают то, что хотят получить.

В чем секрет этого правильного расположения? Ведь можно практически ручаться, что большинство из нас сейчас подошли к принятию Святых Христовых Тайн не с должным расположением. Многие это сделали, потому что так принято – в субботу подходить к причастию, многие, не подготовившись правильно, все же посчитали, что необходимо у Господа что-то попросить, и чтобы получить просимое, желательно соединиться с Ним.

Правильно расположившись
к причастию, мы призываем Бога стать частью нашего естества и готовы стать частью естества Его; мы просим Бога стать Главным в нашей жизни, обещаем строить
ее так, как Он захочет.

Но когда мы призываем Бога стать частью нашего естества и исповедуем то, что мы готовы стать частью Его естества (слово «причастие» значит не просто что-то принять, съесть, а именно стать частью того, кого ты любишь, кого ты вожделеешь), мы призываем войти Его в нашу жизнь, стать в ней Главным и обещаем, что так, как Он захочет, чтобы наша жизнь строилась, мы будем ее строить. Вот, пожалуй, одно из правильных расположений.

На заре христианства апостол Павел, указывая на Святую Евхаристию, говорит такие слова: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 26). Что эти слова значат для каждого из нас? По объяснению святых толкователей, Святая Евхаристия по воле и милости Божией будет продолжаться до скончания века, до Второго Пришествия, в каких бы обстоятельствах не находилась Церковь Христова. Но что значат слова о том, что мы, причащаясь, смерть Господню возвещаем до тех пор, пока Он не придет? И возвещаем ли мы своей жизнью Его смерть? Как это понимать?

А мысль здесь сокрыта очень простая. Ведь мы вкушаем Тела и причащаемся Крови, пролитой за грехи каждого из нас. Если мы отстраненно подумаем о том, может ли вообще человек в жизни это сделать и при каких условиях, то, пожалуй, ответ на этот вопрос может быть неожиданным. Представим, что есть в нашей жизни кто-то, кого мы очень любим, кто нам так дорог, что мы ловим каждый его взгляд, каждое дыхание, движение, прикосновение и наслаждаемся этим. И вдруг на наших глазах этот человек уходит из жизни, проливает кровь. И чтобы хоть как-то ухватить еще частицу любви, которую мы имеем к этому человеку, мы прикасаемся к той частичке, что остается от него, мы готовы даже испить кровь, которую он пролил, потому что в ней любовь к нам. Не так ли учит нас Святая Церковь относиться к Господу?

Во время любой Евхаристии мы входим в ту реальность Великого Четверга, где происходит установление таинства причастия: Господь приобщает апостолов на Тайной Вечери, а потом восходит
на крест и проливает Свою Кровь.

Когда со Святой Чашей выходит священник и читает слова молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – он исповедует не то, что Святая Церковь совершает еще и еще раз новую Евхаристию для того, чтобы и нас приобщить к Чаше, нет. Церковь исповедует, что во время любой Евхаристии мы входим в ту реальность, которая называется Великий Четверг, где происходит установление таинства причастия, когда Господь приобщает учеников-апостолов на Тайной Вечери, а потом идет и восходит на крест, и проливает Свою Кровь.

И мы перед Чашей исповедуем, что готовы вступить в это страшное теснейшее общение, за которым тотчас следует пролитие Крови нашего Господа за нас и за наши грехи. И когда Святая Церковь говорит: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…», – о какой тайне идет речь, какую Христову тайну мы можем выдать, подобно Иуде? Иуда предал Любовь, Которая распялась за него, причастив его Своей горячей Кровью. И Церковь предупреждает нас, чтобы мы не поступили так же, сейчас приобщившись этой Любви, а выйдя за пределы храма тотчас поведав Ее врагам – нашим страстям и грехам. Церковь остерегает нас, чтобы тайну этой Любви мы не предали, не отдали на растерзание им.

Церковь предупреждает нас,
чтобы мы не поступали так
же, как предатель Иуда, сперва приобщившись этой Любви, а за пределами храма тотчас предав
Ее, поведав Ее врагам – нашим страстям и грехам.

Учение Святой Церкви о Евхаристии – это эпицентр учения о Спасении всякого верующего человека. Святая Евхаристия, причастниками которой многие сейчас из нас явились, это не одно из рядовых богослужений, нет, это центр богослужения. Все богослужение, вся жизнь верующего человека устремлена к Евхаристии. Но получает она должное осмысление и приносит необходимые плоды только при правильном восприятии и понимании, что с нами в этот момент происходит или по крайней мере должно произойти.

Особым образом на правильное восприятие Евхаристии влияет Великий пост, так как в это время мы призываемся каяться, открывать свои грехи, исповедовать их перед Господом, очищаться от греха и страстей. И чем чище и светлее душа, тем она больше чувствует, тем она больше осознает на уровне духовной интуиции. Открыть книгу и прочитать, что такое Евхаристия, недостаточно. Святая Церковь неслучайно называет ее таинством: логика нам не поможет понять, что же в момент причастия происходит с человеком.

Святая Евхаристия – это тайна, которая познается по плодам: причастившись Святых Христовых Таин, мы испытываем особый мир благодатный, тихую радость о Господе, нежелание грешить и вообще вести греховную жизнь, стремление быть всегда в мире с нашими ближними – так иногда радует Господь наши сердца. Вот по этим признакам мы определяем, что Господь с нами, Он вошел в нашу жизнь.

Дорогие братья и сестры, сделаем все для того, чтобы Господь как можно дольше оставался в нашем сердце в дни Великого поста, еще практически недавно начавшегося. Будем молиться, чтобы Он каждого из нас утвердил в этом важном делании – проникнуть, приникнуть, приобщиться к тайне нашего Спасения, которая в очень многих аспектах зависит от Святой Евхаристии, то есть от того, как часто и насколько правильно мы будем причащаться Святых Тела и Крови.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в субботу первой седмицы Великого поста,

04.03.2017

 

Дата последнего изменения: 09.03.2017