Проповедь протоиерея Георгия Климова в субботу 3-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших. 18.03.2017

panihidaДорогие братья и сестры, благодарим сердечно за соборную молитву в день второй Родительской субботы. Вновь мы пришли в храм для того, чтобы помянуть наших усопших сродников, помолиться, чтобы Господь упокоил их во стране живых со всеми святыми.

Конечно, когда мы молимся и вспоминаем тех, ради кого пришли в храм, мы так или иначе пытаемся понять, насколько их жизнь соответствовала тому учению Церкви, которое обещает человеку Вечную блаженную жизнь. Да, мы не знаем их внутреннего состояния, их помышлений, но часто по некоторым внешним признакам, по тому, как себя вел человек в этой жизни, мы можем определить, каким он был перед Богом: добрым, благим или злым, непорядочным. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16), – говорит Господь.

И часто бывает так, что мы достаточно четко осознаем, что не все было у отошедшего в вечность человека в жизни правильно. И тогда мы обращаемся к самому главному, что есть в нашей жизни, – к милосердию Божьему с просьбой, чтобы Он не по заслугам вселил этих людей в страну живых, а именно по Своему милосердию помиловал. Господь наш Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы помиловать человека, а не для того, чтобы по справедливости ему воздать (см.: Ин. 12, 47).

Мы обращаемся к Богу с просьбой, чтобы Он помиловал и вселил наших усопших сродников в страну живых не по заслугам, а именно по Своему неизреченному милосердию.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали слова Господа: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Эти слова Христа очень важны и относятся в первую очередь к нам с вами, еще живущим на земле. Сейчас мы стоим молимся о тех, кто уже преступил порог вечности. Пройдет время – день, год, десять, двадцать лет – будут и за нас, даст Бог, молиться.  Но это во многом зависит от каждого из нас: есть ли у нас покаяние, осознаем ли мы себя грешниками, то есть именно теми, для спасения кого Господь пришел в мир?

Но зачем человеку дается покаяние? Зачем от него требуется раскаяться в своих грехах? Что это значит? Ответ прост: чтобы исповедовать, что воля его греховная, что он не всегда прав, что он часто ошибочно, а иногда сознательно не хочет поступать так, как требует его совесть, как требуют церковное учение, Божественные заповеди. Человек должен исправить себя для того, чтобы стать пред Богом с желанием быть вместе с Ним. Насколько это важно? Это, конечно, предельно важно. Когда мы говорим вслед за апостолом Павлом, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2), мы тем самым исповедуем, что сами хотели бы жить по этой воле, свою волю с волей Божией согласовать.

Говоря вслед за апостолом
Павлом, что воля Божия есть благая, угодная и совершенная,
мы тем самым исповедуем, что хотим жить по этой воле, свою волю с волей Божией согласовать.

Очень часто мы настроены смотреть на окружающий мир таким образом, что только наша оценка, наша воля, наши действия являются абсолютно выверенными, корректными, точными, правильными или истинными, а значит, и православными, как нам кажется. И поэтому когда ближний вдруг начинает говорить что-то другое, что не совпадает с нашим мнением (с мнением, как мы считаем, почти божественным), мы начинаем злиться, раздражаться и обвинять человека в том, что он грешит против нас, а соответственно, и против Бога.

Но у Бога много путей призвания. Откуда у тебя уверенность, что этот человек ошибается, а ты прав? Может быть, все наоборот. В любом случае, даже если твой ближний ошибается, тебе полезно принять эту ситуацию и смириться. Ведь все обстоятельства и люди, которые нас окружают, действуют или по попущению или по воле Божией. Значит, через них осуществляется Божественная воля, ведущая нас ко спасению и желающая нам спасения.

А это насколько важно? Опять же, предельно важно. Откроем Священное Писание и посмотрим, какой важный вывод апостол Павел делает о рае, в который мы все стремимся, о Вечной блаженной жизни. Он говорит: там будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28).

А что это значит? А это значит, что там – в раю, в пакибытии – никакой другой воли, кроме Божественной, быть не может. Получается, что если я хочу в рай, то я хочу исполнять исключительно волю Божию. А как быть, если я не захочу ее исполнять? Ведь по жизни мы часто называем счастьем или блаженством осуществление исключительно своих изволений и желаний. Я захотел – и исполнилось, я пожелал – и сбылось. Вот от этого я счастлив. А если я чего-то в раю захочу, чего не хочет Бог, какое же это будет наслаждение, радость, счастье, блаженство? Да это мучение будет и больше ничего. Поставим вопрос: а если я здесь, на земле не научусь, не привыкну свою волю соподчинять Божественной воле перед теми обстоятельствами, которые мне Господь посылает, что мне делать в раю?

Рай начинается в сердце, в глубинах естества человеческого. И мы уже
в земной жизни должны водворить
в сердце начаток Вечной блаженной жизни рая через исполнение Божественной воли.

Рассуждая об этом, необходимо сказать еще об одной важной вещи, которая четко обозначена в Священном Писании. Рай начинается в сердце, в глубинах естества человеческого, по словам Господа: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). И если здесь, на земле не водворить в сердце через исполнение Божественной воли начаток этой Вечной блаженной жизни рая, то какие бы обстоятельства нас не окружали, они никогда не будут нами восприниматься как радость, блаженство и свет. Подобными примерами для назидания полно Священное Писание. 

Например в Книге Бытия говориться о том, что Адам с Евой находились в «раи сладости». И беседовал Адам с Богом, потому что Господь вдунул в него дыхание Жизни, то есть Духа Святаго, сделав неотъемлемой частью его естества, всадив в его сердце частицу Бога, и поэтому Адам был образом Божиим. Но как только Адам согрешил, совершил величайшее грехопадение, основанное именно на нежелании исполнить волю Божию, несмотря на то, что он по-прежнему находится в раю, в том «раи сладости», где он блаженствовал, он начинает бегать, прятаться от Бога и переживает рай как место своего мучения. То же самое можно сказать и о дьяволе: он вползает в виде змея в рай и не ощущает его как таковой, он творит зло с ненасытимостью. Змей подбивает Еву, а потом и Адама на творение зла, какой же это рай для него?

В такие дни, как родительские субботы, мы стоим пред Господом, поминая наших усопших близких, задумываясь о том, насколько мы сами в свое время окажемся способными, готовыми перед Богом вкусить Его рай. И чтобы суметь это сделать, оказаться достойными рая, мы должны волноваться не о том, как устроить свои внешние обстоятельства жизни, а сконцентрироваться на том, как сделать так, чтобы сердце наше откликнулось на необходимость научиться исполнять Божественную волю. Да, иногда эта воля для нас очень неприятная, но сам по себе акт деяния самоподчинения нашего сердечного воления тому, что требует Господь, – это единственное, что может исправить наши сердца. Это и есть то, что называется покаянием.

Дорогие братья и сестры, всем вам желаем быть более внимательными к той жизни, которую мы пытаемся осуществить, чтобы внешние окружающие нас обстоятельства согласовывались с нашим внутренним расположением исполнять Божественную волю – именно этого от нас ждет Господь. И тогда мы действительно сможем прочувствовать слова Христа о том, что Он пришел в мир грешников призвать на покаяние, осознать, что мы и есть грешники, но кающиеся. И поэтому ради каждого из нас пришел в мир Господь, чтобы ввести нас в Свое блаженное Вечное царство.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в субботу 3-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших,

18.03.2017

 

Дата последнего изменения: 06.04.2017