Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную. 19.03.2017

krestС Крестопоклонной Неделей всех вас, дорогие братья и сестры! Святая Церковь износит Животворящий Крест Господень в центр храма для того, чтобы укрепить духовные силы верующего человека.

Приходит середина поста, и многие из нас, подвизающиеся в этом непростом подвиге, начинают унывать, смущаться, искать какие-то выходы из сложившихся ситуаций, связанных с ограничением себя по очень многим параметрам. Но за этим поиском выхода чаще всего стоят наши страсти, которые требуют своей реализации, своего удовлетворения.

И вот, чтобы мы не унывали, не смущались и противостояли этому напору, наплыву наших желаний, Святая Церковь пред нашими глазами износит Животворящий Крест, как бы призывая нас взглянуть на Распятого, Который не по своим грехам, а ради наших грехов, распялся на кресте и освободил нас от владычества вечной смерти, греха и проклятия.

Сегодня мы с вами слышали евангельское зачало, которое следует каждому из нас хранить в своем сердце. Господь говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 34-37).

Действительно, многим из нас кажется, что душа – это нечто второстепенное. Она то ли есть, то ли нет. А тело – оно есть, оно осязательно, оно требует своей пищи, своего удовлетворения, требует того, чтобы вокруг него все было хорошо, комфортно, уютно, складно, красиво. И это желание реализовать потребности плоти чаще всего человек называет счастьем, хотя как верующие люди мы понимаем, что счастье совсем в другом.

Погоня за материальными благами, счастьем лишает человека самого главного – того, что он должен был приобрести, стяжать и принести на жертвенник всесожжения Господу: душу свою.

А мы часто хотим приобрести весь мир, в поиске, в погоне и в желании добыть во что бы то ни стало те или иные ценности мы строим свое «счастье», но забываем о самых важных духовных потребностях, которые вкладывает в наше естество Господь. Так может пройти вся жизнь даже верующего человека. И вот эта иллюзия счастья, погоня за ним лишает человека самого главного – того, что он должен был приобрести, что он должен был стяжать и принести Господу на жертвенник всесожжения: душу свою.

И когда мы, опираясь на сегодняшнее Евангелие, говорим, что душа – это нечто великое в глазах Господа, это выше всего мира вместе взятого, со всеми его сокровищами, следует помнить, что мы берем на себя определенную ответственность сделать так, чтобы наша душа обогатилась Богом.

Однажды фарисеи, искушавшие Христа, спросили Его, позволительно ли платить подать кесарю. В ответ Господь попросил их принести динарий и спросил, чье на динарии изображение и надпись. И тогда фарисеи ответили Ему: «Кесаря», – Спаситель сказал: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Мф. 22, 21).

Говоря о том, что душа – нечто великое в глазах Господа, выше
всех сокровищ мира, мы должны помнить, что берем на себя ответственность сделать так, чтобы душа обогатилась Богом.

Рассуждая над этими словами Христа, мы чаще всего полагаем, что здесь Господь призывает нас отдавать часть той прибыли, которую мы наживаем под покровительством той или иной власти, – этой власти! – и это действительно справедливо. Но в этих словах Господа заключается и нечто большее, скрывается глубиннейший смысл. Что есть в человеке, принадлежащее Богу? Это душа. И Господь как бы говорит нам: «Душу свою, человек, никому не отдавай, только одному Богу». А мы все делаем наоборот: душу свою растрачиваем на физические потребности плоти, естества, которые превращают душу в служанку, в ослицу, работающую на плоть. Совсем по-другому призывает нас Святая Церковь настроиться на жизнь: душа должна работать Богу, только Ему принадлежать. А как это сделать?

Есть простые заповеди, знакомые каждому из нас, например заповеди Блаженства: Блаженны нищие духом, яко их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Эти заповеди мы слышим часто: они звучат за каждой литургией, мы их знаем наизусть, но беда в том, что они для нас стали какой-то скороговоркой, фоном богослужебным и больше ничем. А между тем эти слова говорит Сама Воплотившаяся Истина на понятном нам языке – как нужно поступать, что делать, чтобы спастись. Но когда человек приступает исполнять эти заповеди, он часто начинает недоумевать: какое же тут блаженство и счастье, если я буду нищим духовно, если я буду плакать, если я буду кротким, если мне нужно будет смиряться перед всеми?

Господь не обещает того, что в мире мы будем всегда жить комфортно. Исполняя заповеди, мы будем питать душу свою хлебом Небесным, хлебом Жизни и нам откроется Бог.

Но то-то и оно, что Господь не обещает нам того, что в мире мы будем всегда себя комфортно чувствовать. Это слова о том, что нам откроется Бог, что мы, исполняя заповеди, будем питать душу свою хлебом Небесным, хлебом Жизни. Ведь глядя на свою плоть, на свое естество, мы не забываем о том, что оно требует питания и ухода. Попробуйте плоть свою не помыть или не напитать в течение трех дней – она зачахнет и умрет. Почему же тогда такое пренебрежение душой? Абсолютно никакого желания нет у нас ее напоить, напитать и очистить, и поэтому с течением времени она, смиренная донельзя, немытая и голодная, чахнет и уже не в состоянии подать голоса своего человеку. А нам кажется, что она молчит и удовлетворена вполне той жизнью, которую мы ведем.

Когда начинает человек исполнять заповеди Божьи, душа часто откликается на то, к чему призывает ее Господь, и наполняется духовной радостью. Но часто бывает так, как в притче евангельской о сеятеле (см.: Мф. 13, 3-23): очень уж неглубока земля, а под ней камень. И те всходы, которые всевает Божественное Слово, не могут пробиться корнями вглубь земли, чтобы начать питаться оттуда соками благодати, и начинают чахнуть. И вот тогда мы вспоминаем Крест Господень, тогда мы понимаем, что только сила Крестная, сила благодатная способна дать нам возможность дойти в исполнении заповедей до конца, способна нас изменить, сделать настоящими носителями имени Христова.

Только благодатная сила Крестная способна дать нам возможность дойти в исполнении заповедей
до конца, способна нас изменить, сделать настоящими носителями имени Христова.

Конечно, когда мы читаем евангельские повествования о тех или иных чудесах Христовых, нам не хочется признавать, что это чтение о нас. Например об исцелении Господом расслабленного, лежащего при Овчей купели (см.: Ин. 5, 1-15). Этот человек тридцать восемь лет лежал в болезни. Господь подходит к нему и спрашивает: Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6).  «Да, Господи, – отвечает больной, – хочу, но не имею человека, который мог бы взять меня и опустить в купель». И Господь ему говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8), – подразумевая под этими словами такой смысл: «Если ты сам этого не сделаешь, не захочешь и не встанешь, никто не поможет тебе».

Какое отношение это имеет к нам и как это сопрягается с исполнением заповедей Божьих, вдохновляемых и укрепляемых Крестной силой? Ответ простой: мы настолько погружены в суету, что воспринимаем свою волю, желания, видение мира как последнюю инстанцию, и все окружающие становятся постоянно враждующими с нами противниками. И когда мы с ними ссоримся, ругаемся и ни за что не хотим примириться, мы находимся в состоянии расслабления, подобно лежащему у Овчей купели.

Человеку необыкновенно трудно переступить через порог своей праведности, попросить прощения
у ближнего, и тогда вспоминание
о Кресте Господнем должно вдохновить его так поступить.

И Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», – что значит в приложении к нашей ситуации: «Попроси у этого человека прощения, как бы тебе ни казалось, что ты прав. Если ты этого не сделаешь, то будешь  лежать здесь еще десять лет и ничего с тобой не произойдет». И когда человек, вдохновленный необходимостью переступить через порог своей праведности, так сказать, заклать свою ветхозаветную праведность, начинает пытаться произнести эти слова покаяния, он понимает, насколько это тяжело. И он вспоминает Крест Господень, который дан каждому из нас как вдохновение на то, чтобы так поступать.

Да, может быть, человек, у которого ты сейчас попросишь прощения, на самом деле не прав. Но задумаемся: когда Христа распинали, разве кто-то был прав кроме Него? А Он взошел на Крест, распялся за тех, кто Его распинал, потому что верил, что это изменит их, конечно, не сразу, но постепенно Его любовь к людям и жертва за людей достигнут цели. А если мы христиане, то почему мы не можем так поступить? По крайней мере попытаться «встать и пойти в дом свой».

Очень сложно переоценить такие Недели, как Крестопоклонная, когда мы находимся в храме и, взирая на Крест Господень, сопоставляя свою жизнь с тем идеалом, который предначертан каждому из нас в Четвероевангелии, начинаем осознавать, что, к сожалению, мы еще не становились христианами, не начинали таковыми быть. Потому что если мы не можем сказать «прости» ближнему (да, пусть он не прав, зато Господь нам Царство Божие обещает!),  то как же мы тогда исполним главное – завет Божий: «Любите врагов ваших, молитесь за ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас» (см.: Мф. 5, 44). А в этом все христианство.

В такой день, как сегодняшний, мы благодарим Господа за то, что Он нам открывает эти самые что ни на есть важные и простые заповеди, которыми мы должны жить, которые мы должны не просто пытаться осуществлять, а во что бы то ни стало осуществить, рано или поздно, в нашей жизни. И тогда мы увидим, как преобразится мир вокруг, потому что око наше станет светло и все вокруг по-евангельски станет светлым (см.: Мф. 6, 22).

Дай Бог каждому из нас, дорогие братья и сестры, быть более ревностными и более мужественными, более безжалостными к самим себе и почаще говорить друг перед другом это простое слово, за которым стоит Крест Господень, слово «прости».

Аминь!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную,
 

19.03.2017

 

 

Дата последнего изменения: 06.04.2017