Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. 26.02.2017

voskresenieВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, все мы находимся с вами в преддверии Великого поста – этого святого, спасительного подвига, который ежегодно заповедует нам совершать Святая Церковь. 

Многим из нас кажется, что Великий пост – это нечто из ряда вон выходящее, что обычная жизнь верующего человека – достаточно спокойное времяпровождение во всяком благочестии и чистоте, когда светит солнце, когда мы можем общаться друг с другом, забывая порой и о храме, и о богослужении, и о тех заповедях, которые дает нам Святая Церковь. И вот, раз в год Святая Церковь приглашает нас посвятить особое время своей жизни Господу.

Но тот, кто уже проходил поприще Великого поста, кто вслушивался в песнопения и молитвословия этих удивительных по красоте и глубине богослужений, тот, наверное, так или иначе прикасался сердцем к осознанию того, что именно так, как мы живем в Великий пост, мы и должны всегда жить перед Господом и перед нашими ближними. То есть Святая Четыредесятница – это не особенное, из ряда вон выходящее время, а это есть то нормальное состояние, в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, чтобы быть способными выполнить заповеди Божии, а значит, для того, чтобы наследовать Вечное спасение, которое принес для каждого из нас Господь.

Великий пост – это состояние,
в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, быть способными выполнить заповеди Божии и наследовать Вечное спасение.

Сегодня мы пришли в храм, чтобы испросить прощение у Господа и Божией Матери, у всех святых, у всех тех, кто нас окружает в этой земной жизни или кто переступил уже порог Вечности и находится в пакибытии, молитвенно испросить прощения у всех тех, кого мы сейчас не сможем увидеть, но все-таки совесть нас обличает в том, что мы виноваты перед ними. И это не обряд, это таинство: Святая Церковь оживотворяется Богом Духом Святым, и мы пришли в храм и находимся перед Господом. Будем верить, что наша молитва, дойдя до Бога, отразится и на сердцах всех тех, за кого мы молимся, мысленно попросив у них прощения за причиненные обиды.

Зачем Святая Церковь заповедует нам просить прощения? Испрашивая прощение у ближнего, мы тем самым исповедуем важную истину: мы хотим находиться в мире с этим человеком. Если мы испрашиваем прощение перед Великим постом абсолютно перед всеми, и в том числе, самое главное, перед Богом, мы исповедуем то, что хотим находиться в мире с Господом.

Мир – это особое состояние души, это дар Божий, и мы всеми силами стараемся делать так, чтобы у нас было мирное состояние духа. Почему? Потому что Святая Церковь в дни Великого поста призывает нас к покаянию – к пристальному всматриванию в самих себя в попытке увидеть то, что называется грехами и страстями. А если мы возмущены внешне, если мы не можем прийти в себя из-за того, что заняты постоянно улаживанием или раздуванием конфликтов с окружающими людьми, у нас абсолютно не остается ни времени, ни желания, а самое главное, ни способностей всмотреться в глубины свои сердечные и увидеть там грехи, которые Святая Церковь просит нас исповедовать.

Испрашивая прощение перед Великим постом у всех ближних и 
у Бога, мы исповедуем, что хотим быть в мире с Господом. Мир – особое состояние души, дар Божий, 
и мы стремимся его стяжать.

На заре христианства авва Дорофей, один из подвижников благочестия, говорил о необходимости стяжать мир перед вступлением на поприще Великого поста, уподобляя душу человека водоему. По словам аввы, если вода в водоеме возмущена, ты не сможешь увидеть ни дна этого водоема, ни отражающееся на его поверхности солнце. Точно так же и возмущенная душа не может отразить Солнце, и ты не сможешь увидеть, что находится на дне твоей души.

Сегодня за богослужением мы слышали простые слова нашего Спасителя. Воплотившаяся Истина говорит каждому из нас, что если мы не будем прощать грехов нашим ближним, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших (см.: Мф. 6, 14-15). Можно много рассуждать, размышлять, пытаться извинить себя, говоря, что мы не можем простить и не можем отпустить грехи ближним, но никаких оговорок, исключений Бог Слово не делает. Он говорит: отпускайте и прощайте, тогда и будете прощены. И вот эта евангельская простота заставляет еще об одном важном моменте задуматься всех тех, кто стремится к спасению.

В Евангелии от Луки есть притча, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы человек понял, перед Кем он находится. Христос говорит: Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире (Лк. 14, 31-32).

Заповеди Божии даны для того, чтобы мы наполняли светом свое сердце, имели добрые мысли, чтобы мы осознали, то что Господь есть
не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель.

Эта притча в каждом из нас обличает страсти, грехи, гордость, ложную праведность – то войско, которое мы имеем и на которое уповаем. И мы постоянно оказываемся теми царями, которые своими «правдами», а лучше сказать, неправдами, грехами, пытаются восстать против Бога, против того Царя, у которого войска вкраты больше, чем у нас, и нетрудно предвидеть, что Он нас победит. Разве не так? Когда Святая Церковь заповедует нам исполнять заповеди Божии, заповеди Христовы, а мы противимся этому, разве мы не идем со своим войском против Небесного Царя, думая, что сможем Его перехитрить – победить? Не будем обманываться: никто и никогда Небесного Царя и Владыку победить не сможет.

Святая Церковь особенно в такие дни, как сегодняшний, говорит нам: «Сядь, человек, и подумай: против Кого ты идешь? Когда ты поймешь наконец, что бесполезно сражаться против Царя Небесного; выйди и попроси Его о мире, исповедуя то, что Его воля благая и совершенная, а твоя – греховная. Исповедуй то, что Он лучше знает, как тебе жить. Исповедуй то, что те заповеди, которые Он тебе дал и просит исполнить, даны не для того, чтобы ты противился им постоянно, а для того, чтобы ты, исполняя их, наполнял светом, а не тьмой, твое сердце, чтобы мысли твои были добрые и светлые, а не греховные и злые, чтобы все естество твое осознало то, что Господь есть не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель».

Вступив на поприще Великого поста с правильным духовным расположением, каждый из нас сможет оживить свое сердце, прийти в осознание необходимости жить Божественной жизнью, исполнять Божественные заповеди нашего Господа.

В сегодняшний день мы, духовенство храма, и, конечно, в первую очередь я, его настоятель, воздыхая сердечно о своих грехах, о своих страстях, прошу простить меня, дорогие отцы, братья и сестры, за все то, что я совершил и согрешил и делом, и словом, и мыслью. Конечно, мы осознаем, что отчасти это может звучать формально, но Бог ведает, что каждому из нас есть о чем просить друг у друга прощения. Поэтому простите меня грешного, помолитесь обо мне и благословите меня.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
 в Неделю сыропустную.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье,

 26.02.2017

Дата последнего изменения: 04.03.2017