Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. 19.02.2017

106800_595Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, Неделей о Страшном Суде. Сегодня Святая Церковь предлагает нашему слышанию евангельское повествование о том, как однажды Господь ученикам и народу рассказал, как будет проходить Страшный Суд (см.: Мф. 25, 31-46).

Часто это повествование называют притчей, но Евангелие не говорит нам о том, что это притча, слова Христа не приточны. Господь начинает говорить так: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы… (Мф. 25, 31-32). То есть Христос дает нам образное представление той духовной реальности, которая рано или поздно должна совершиться, хотим мы или не хотим, верим мы в это или не верим. Господь предупреждает каждого человека о том, что это произойдет.

Но самое главное, конечно, это то, что произойдет во время события, которое мы называем Страшным Судом. Если внимательно вчитываться в слова Христа, можно заметить, что сло’ва «судить» Он ни разу не употребляет. Господь говорит о том, что поставит народы справа и слева, отделит их, как овец от козлищ. Где же слово «суд»? Но если мы обратимся к евангельскому пониманию суда, то окажется, что судить себя будет человек сам. Господь придет во Славе, а человек встанет перед Ним и, созерцая явившуюся Любовь, сам себя осудит за то, что в течение всей своей земной жизни так и не разглядел, не распознал, не понял Ее, может быть, десятилетиями глядя Ей в глаза.

Господь не посылает Своего Сына судить мир: тогда каждый человек был бы осужден, ведь суд – это воздаяние по справедливости. Христос приходит в мир, чтобы
его спасти и вывести человека из страшного тупика грехопадения.

Евангелие от Иоанна слово «суд» упоминает. Например, Христос в беседе с Никодимом говорит такие слова:  Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 17). А затем Господь говорит: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19). Что это значит? Это значит, что Господь не посылает Своего Сына, чтобы судить мир по той причине, что абсолютно каждый человек был бы осужден, ведь суд – это воздаяние по справедливости.

Господь приходит в мир, чтобы его спасти, чтобы вывести человека из этого страшного тупика, грехопадения, как мы его называем. Но дальше Евангелие раскрывает нам причину того, почему мы не можем вглядеться и рассмотреть эту Любовь: дела наши злы, сердце наше зло. Человеки возлюбили тьму, – говорит Священное Писание. Обратим внимание на слово «возлюбили»: не то чтобы тьма людям понравилась, стала их развлекать, не то чтобы они ее выбрали просто так, от нечего делать, – нет, они ее возлюбили!

И в этом смысле, призывая нас к покаянию, Церковь хочет сказать об одном: покаяние заключается в том, чтобы кардинально пересмотреть свой выбор, чтобы вместо любви ко тьме у человека была любовь к Свету. В словах Господа к Никодиму о том, люди больше возлюбили тьму, слышится величайшее сожаление о людях, потому что человек создан, чтобы любить Свет, сердце его создано для Света, а не для тьмы. Но человек находит наслаждение в этой тьме, не может отказать себе в наслаждении тьмою.

В словах Господа о том, люди
больше возлюбили тьму, слышится величайшее сожаление: человек был создан, чтобы любить Свет, а не тьму. Но человек не может себе отказать в наслаждении тьмою.

Есть у нас евангельские заповеди. Казалось бы, что может быть проще? Исполняй их и спасешься. Но дело заключается в том, что заповеди – это то, что нас зовет в область Света, но не делами своими, а сердцами и умами. И нам сложно, трудно и подчас не под силу это исполнить. Мы отказываемся следовать заповедям по одной простой причине: сокровищем сердца нашего является тьма и нам в область Света очень не хочется.

Но что такое тьма на библейском языке? Это отсутствие присутствия Божия, как бы то место, где Бога нет. И если мы внимательно посмотрим на свои сокровища сердечные, то, конечно, должны будем признать, что нам хорошо, уютно, комфортно там, где нет Бога, где нас Он как бы не видит и о нас Он как бы не знает. На языке сегодняшнего евангельского чтения тьмой может быть названа просто любовь к себе: это чувство гордости человека за то, что он праведник. Это тьма, являющаяся сокровищем нашего сердца, закрывает для каждого из нас возможность правильного обращения к Господу, а значит, спасения.

Есть такая народная мудрость: если ты чувствуешь свою боль, значит, ты жив, если ты чувствуешь боль других, значит, ты человек. Но как ни странно, этих настоящих людей, чувствующих боль других, среди нас очень мало. Говоря откровенно, кто может себе признаться, что чувствует боль других? Кто может сказать, что его интересует именно то, что какому-то человеку плохо и ему надо помочь? Народная мудрость не называет тех, кто не чувствует чужой боли, и тем более тех, кто с наслаждением желает боли ближних. Не называет по той причине, что таких людей Господь не знает и не хочет знать.

Тьма – это отсутствие Бога.
Тьмой может быть названа
любовь человека к себе, чувство гордости за то, что он праведник. Это тьма, сокровище нашего сердца, закрывает для нас возможность обращения к Богу и спасения.

И вот, сегодняшнее евангельское повествование ставит перед нами ясные критерии спасения, очень простые критерии для определения того, во тьме или в Свете находятся наши сердца и умы. Господь говорит: ты был в больнице или в темнице? Ты одевал, ты питал, ты страдал? Ты плакал с тем, кому было плохо? (ср.: Мф. 25, 34-37). И если нет, не надо себя обманывать: твое сердце возлюбило тьму и к Свету ты до сих пор не пришел. А если, наоборот, ты плачешь, когда видишь, что кому-то больно, ты не можешь сидеть дома и читать журналы и газеты, а идешь в больницы и в темницы, потому что не можешь пережить, что где-то люди страдают, то, значит, ты в Свете, значит, ты со Христом.

По сути дела, на Страшном Суде вопрос будет поставлен очень простой: был ли ты, человек, человеком, когда жил на земле? Или тебе только казалось, что ты человек, ты сам сделал себя таким – вылепил себя из праведности, молитв, коленопреклонений, но забыл совершенно о боли, которая тебя окружает. Не ударил пальца о палец для того, чтобы человеку от общения с тобой стало хорошо, а не тошно. Посмотрим внимательно на себя, разве это не так? Кто этим сможет похвалиться, и тем более перед Господом?

На Страшном Суде будет поставлен простой вопрос: был ли ты, человек, человеком, когда жил на земле?
Или тебе только казалось, что ты человек, но ты совсем забыл о боли, которая тебя окружает.

Неделя о Страшном Суде является очень важной в чреде подготовительных Недель: она задает истинные аспекты того, чем мы должны по крайней мере попытаться начать заниматься в дни Великого поста. Во-первых, постараться отказаться от чувства собственной праведности и за счет этой праведности надмения над другими. Во-вторых, и это самое главное, направить свои стопы туда, где людям плохо, через силу превозмогая боль внутреннюю, сердечную – это боль ветхого человека, который будет постоянно противиться тому, что его пытаются вывести из тьмы на Свет.

Всех вас, дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста призываем еще раз вчитаться в это предельно важное для каждого из нас евангельское повествование и сделать все для того, чтобы оказаться в числе праведников – тех, кто через смиренномудрие и послушание голосу Церкви был способен исполнить простые заповеди и через это вошел в область Вечного Блаженного Света.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю мясопустную, о Страшном Суде,

 19.02.2017

 

Дата последнего изменения: 26.02.2017