Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Преподобного Серафима Саровского. 15.01.2017

sarovsky

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, с Неделей пред Богоявлением! Сегодня мы также чествуем преподобного Серафима  Саровского – чудотворца, великого угодника Божьего, святого не только Русского, но и Вселенского Православия.

Мы прославляем святого, который очень любим русским народом, и он всегда готов откликнуться на наши просьбы – об этом свидетельствуют многочисленные чудеса, которые совершает преподобный Серафим не только для верующих, но даже для людей, которые находятся вне веры.

«Феномен» преподобного Серафима Саровского заключается в его великой любви ко Господу: таких, как он, святых угодников Божьих являлось немного, по крайней мере, в последние времена. В тропаре преподобному мы поем, что он был уязвлен любовью ко Христу. Часто произнося эти слова, мы мало задумываемся о том, что они значат. Славянское слово «язва» означает кровоточащая рана. И вот, сердце преподобного Серафима Саровского кровоточило любовью по отношению ко Господу, потому что он, подобно многим из сонма святых, хотел быть с Господом, но не мог. И вот это чувство разлуки, словами святых отцов, чувство вдовства по отношению к Небесному Жениху заставляло его идти на величайшие подвиги.

Сердце преподобного Серафима
было уязвлено, кровоточило любовью ко Господу, чувство вдовства по отношению
к Небесному Жениху заставляло
его идти на величайшие подвиги.

Мы знаем, например, что преподобный Серафим Саровский, тысячу дней и тысячу ночей молясь один в лесу на камне, взывал ко Господу: Боже, милостив будь ко мне, грешнику. И, конечно, это не было правило преподобного Серафима, ради которого он так подвизался, думая, что получит что-то в награду. Нет, это была самая непосредственная потребность его души. По-другому он не мог существовать, он мог находиться только в таких отношениях к Богу, так именно переживая, что Господа нет с ним.

И вот за эти переживания, за этот подвиг величайший Господь сподобил его великих даров, а самое главное, дара Духа Святаго: преподобный Серафим сподобился пережить Пятидесятницу в своей жизни, когда Бог Дух Святой пришел и вселился в него, сотворил его храмом для Себя. И свидетельством этого является беседа преподобного с Николаем Мотовиловым. По молитве святого Господь дал его собеседнику Мотовилову испытать, что значит быть в Духе Святом: вдруг они друг перед другом преобразились, их лица стали светить, как солнце, благоухание разлилось; несмотря на то, что снег падал на их плечи и окутывал их, им было неизреченно тепло, но снег при этом не таял.

По словам апостола Павла,  любовь – это союз совершенства, это то,
к чему мы стремимся. Любовь – дар Божий, который Господь низводит на верующего человека за смирение, явленное через покаяние.

Преподобный Серафим Саровский явил Николаю Мотовилову, а в его лице и всякому верующему человеку, что есть истинное торжество Православия и на каких путях это торжество приносится человеку. Конечно, любой подвиг любого святого начинается с покаяния. По словам апостола Павла, любовь – это союз совершенства, это то, к чему мы стремимся, к чему мы направляем свои стопы (см.: Флп. 3, 12-14). Но любовь – это дар Божий, нельзя захотеть любить и сказать себе: проснувшись завтра, я всех люблю, и Бога в том числе. Так не получится, нет. Любовь – дар Божий, который Господь низводит на верующего человека прежде всего за смирение, которое тот являет в своей жизни через  покаяние.

Сегодняшняя Неделя, именующаяся Неделей перед Просвещением, дает нам Евангельское зачало, с которого начинается общественное служение Иоанна Крестителя, а в каком-то смысле и нашего Господа Иисуса Христа, когда Креститель выходит на берега Иордана и, обращаясь к народу, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см.: Мк. 1, 1-8).

О чем эти слова? Покаяться значит изменить свое мироощущение, образ мыслей, сердечные чувствования; все это должны быть «повернуто» в нас на 180 градусов. Господь как бы говорит: изменитесь, сделайте так, чтобы центром вашей любви, стержнем вашей жизни стал Христос, и все свои усилия, все свои желания и чувствования вы соотносили именно с тем, чтобы Ему в вашем сердце было хорошо. И не так важно, что вам от этого больно или плохо, важно, чтобы Господу было светло в вашем сердце, чтобы пребывал Он в нем не как «во гробе плотски», а как в «Чертоге Царском».

Господь как бы говорит: сделайте так, чтобы центром вашей любви, стержнем вашей жизни стал Христос, и все свои усилия, желания и чувствования вы соотносили именно с тем, чтобы Ему в вашем сердце было хорошо.

Иоанн Креститель, призывая верующих к покаянию на берегах Иордана, говорит такие слова: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7). А в Евангелии от Матфея мы читаем слова пророка: «Я крещу вас в воде в покаяние, а Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (см.: Мф. 3, 1). Креститель свидетельствует о том, что послан перед Богом и недостоин быть последним Его рабом (а последний раб в древнем мире должен был носить обувь и завязывать ремни сандалий на ногах своего Господина). И вот, Иоанн Креститель, величайший подвижник веры, благочестия и покаяния, тот, о котором народ думал, что он и есть Мессия, говорит: я недостоин быть даже последним рабом Того, Кто идет за мной и перед Кем я послан. А дальше объясняет почему: Иоанн крестит народ в воде в покаяние, а Идущий за ним будет крестить Духом Святым.

Нам важно понять, что слышат иудеи на берегах Иордана, когда к ним пророк обращает эти слова, ведь в терминологии ветхозаветных иудеев понятия «крещение» и «Дух Святой» были не те же самые, которые знаем и принимаем мы. Вообще греческое слово «баптизо» означает «омывать», поэтому Креститель говорит: я омываю вас в воде. Но вода омывает только телесную, физическую скверну, грязь, попросту говоря. А слова «Идущий за мной будет крестить вас Духом Святым» означают, что Господь омоет вас Духом Святым, Божественной силой. Итак, если вода омывает только физическую скверну, то Дух Святой омывает скверну духовную. Поэтому из уст Крестителя иудеи слышат важное свидетельство того, что Христос омоет, то есть очистит, простит их грехи.

Вода омывает физическую скверну,
а Дух Святой – скверну духовную.
От Крестителя иудеи слышат важное свидетельство того, что Христос омоет, то есть очистит, простит их грехи.

Вот в чем сокрыта непреходящая ценность слов Иоанна Крестителя для каждого из нас. И в этих его словах заключается также свидетельство величия Господа: грехи не может простить никто, как только один Бог, поэтому Креститель приводит народ не к себе, а ко Христу. И помимо крещения пророк просит народ исповедоваться в своих грехах. Зачем? Ветхозаветные иудеи уповали на свою праведность, которая заключалась в том, что они являются сродниками по плоти от Авраама и исполняют дела Закона. И когда Креститель обращает к ним призыв к покаянию, он звучит для них очень неожиданно: в чем, собственно, каяться, если мы праведники?

Но мы можем себе представить, что чувствовал человек, находясь перед Крестителем, великим подвижником, который был сродни Илие Пророку: Иоанн жил в пустыне, был одет в верблюжью шкуру, имел аскетический вид и дерзновенное слово. И человек вдруг начинал задумываться: а не грешник ли он? Все это рождало в человеке потребность искать Того, кто бы мог избавить от греха, дать подлинную праведность.

Так приводил Иоанн Креститель людей ко Господу, так он приводит и нас. Святая Церковь несет эту проповедь о покаянии постоянно на протяжении веков и тысячелетий и каждого из нас призывает поступать именно так. Проповедь Иоанна Крестителя очень сложно переоценить: звучащая на все времена, она должна коснуться сердца и каждого из нас. Это значит, что, приходя в храм, мы не должны относиться к таинству покаяния и другим таинствам церковным как к чему-то дежурному, само собой разумеющемуся и даже банальному (иногда бывает у нас такое чувство).

Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая о проповеди Иоанна Крестителя, сказал так: истинная вера во Христа начинается не от богословия ума, а от осознания своей собственной греховности, своей собственной погибели. Не осознавший ее, – говорит святитель, – не может уверовать во Христа. Таким образом всякий истинно верующий человек или, по крайней мере, утверждающий, что это так, свидетельствует о том, что он познал свою собственную греховность. Познавший свою греховность становится смиренным перед Богом и за это получает Дар любви и Спасения.

И в сегодняшний день, в канун Праздника Крещения Господня, когда мы будем прославлять данное человеку откровение о том, что Бог, прощающий нас, есть Бог-Троица, хочется пожелать, чтобы мы к этому отнеслись как можно серьезней, чтобы мы обязательно постарались в словах и сегодняшней проповеди Иоанна Крестителя, и во всех последующих словах Евангелия увидеть насущную потребность, касающуюся без исключения каждого из нас.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением.
Преподобного Серафима Саровского,

15.01.2017

 

Дата последнего изменения: 28.01.2017