Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых отец. 01.01.2017

sviatye_otcyС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с гражданским новолетием! Сегодняшняя Неделя именуется Неделей перед Рождеством Христовым, то есть воскресный день выпадает перед праздником Рождества. Мы чествуем святых отцов – тех, кто находился в ближайшем родстве по плоти к нашему Господу.

И сегодня на воскресной литургии Святая Церковь полагает уставное чтение – первую главу Евангелия от Матфея (см.: Мф. 1, 1-25). Начинается чтение с таких слов: Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля (Мф. 1, 1).

Уже в этих первых словах мы находим важное свидетельство того, Кто приходит в мир, потому что эти два имени Господа (одно имя дано Ему по рождению, а другое – Иисус Христос – по служению) каждому из нас дают очень четкое представление о том, что делает Господь.

Вообще слово «Иисус» греческого происхождения и соответствует еврейскому имени Иешуа (варианты имени Иегошуа или Иегова), которое было у евреев еще до плена, и переводится это имя как «Бог спасает» или «Бог помогает». Но поскольку ветхозаветные евреи не могли произносить имя Божие, то оно было заменено понятиями Спаситель и Помощник. А имя Христос дано нашему Господу именно по служению, поскольку Он Помазанник.

В Ветхом завете помазывались, как мы знаем, цари, пророки и первосвященники. Но как имя собственное имя Христос могло быть дано только Тому, Кто в своем служении объединит в полноте все эти три вида служения.  И, действительно, мы знаем учение нашей Церкви о Господе как о Первосвященнике, как о Пророке с большой буквы и, конечно, как о Царе.

В Ветхом завете помазывались цари, пророки и первосвященники. Имя Христос могло быть дано только Тому, Кто объединит
в полноте все три вида служения. Святая Церковь учит о Господе как
о Первосвященнике, Пророке и Царе.

А дальше начинается родословие, перечисляются имена. И среди этих имен людей, которые были в родстве с Господом, Его предков мы не найдем имени Иисус, хотя ветхозаветные иудеи по твердому правилу обязаны были давать имена младенцам или по имени отца, или по имени далекого, но очень великого родственника. И то, что в родословной нет имени Иисус, есть указание на то, что Младенцу дается имя, свидетельствующее о том, что Он совершит и что мир от Него ожидает.

Согласно тексту Евангелия, родословная делится на три периода по 14 родов. Важно отметить, что в ней евангелист Матфей упоминает женщин, хотя этого делать не требовалось. Святитель Иоанн Златоуст ставит вопрос: зачем это упоминание? И отвечает: при внимательном рассмотрении оказывается, что женщины, которые упоминаются в родословной, непростые – они или злонравные, или язычницы. Среди язычниц, то есть тех, кто вошел в род иудейский из языческой среды через брак с иудеем, это Руфь, а также Роав-блудница (или Рохав), которая сокрыла соглядатаев в земле обетованной, когда Иисус Навин приходил со своими соплеменниками посмотреть, что представляет из себя Палестина, Святая земля. Также среди этих женщин упоминается Фамарь и Вирсавия – будущая жена царя Давида.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что женские имена упомянуты неслучайно. Евангелист хочет показать своим соплеменникам (то есть иудеям, которые кичились исполнением дел закона и уповали на то, что они являются сродниками по плоти Авраама), что наследниками Царства Божьего становятся не обязательно те, кто закон в точности исполняет, и не те, кто является сродниками по плоти Авраама, а те, кто совершает дела веры и покаяния – таковыми, по сути дела, и являлись эти женщины.

Женщины упомянуты в родословной Христа неслучайно. Евангелист хочет показать, что наследниками Царства Божьего становятся не те, кто закон исполняет или является сродником Авраама, а те, кто совершает дела веры и покаяния.

А далее евангелист Матфей свидетельствует о том, с какими искушениями для Иосифа Обручника совершалась тайна Боговоплощения: он увидел, что его Обручница ждет ребенка и хотел отпустить Ее тайно, потому что посчитал, что была нарушена супружеская верность. Но как только он это помыслил, говорит Писание, явился ему Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов! (Ангел обратился к Иосифу именно так, чтобы засвидетельствовать, что речь идет о рождении Мессии). Не бойся принять жену твою Мариам, потому что родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, наречешь Ему имя Иисус» (см.: Мф. 1, 20-21). И далее евангелист говорит о том, что все это сбылось: Иосиф не знал Деву, и Она родила Первенца, и он нарек Ему имя Иисус (см.: Мф. 1, 24-25).

Вопрос, который ставят толкователи, для нас тоже в каком-то смысле является актуальным: почему так поздно совершилось Божественное вмешательство для Иосифа? Может быть, был смысл открыть ему эту тайну тотчас после Благовещения, когда Ангел благовествовал Деве и Она сказала: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), и совершилось зачатие Богочеловека. Почему-то так не поступил Ангел. Но самое, может быть, важное, что и Дева молчала до тех пор, пока Иосиф сам не уверился, не увидел своими собственными глазами, что Она ждет Ребенка. Зачем так поступает Господь?

Иосиф Обручник, вероятно,
был неспособен вместить тайну Боговоплощения, если бы она была открыта ему ранее. Принять же
от Бога очевидное свидетельство этого великого события для него
как для праведника было легко.

Святитель Иоанн Златоуст говорит так: если бы Иосифу было открыто это в самом начале, вряд ли бы это помогло его вере. Возможно, он бы соблазнился словами Девы, списав их на лукавство, ведь Боговоплощение – это великая тайна, событие, которого никогда в истории человечества не было, о котором никто не знал и даже подумать не мог, что такое возможно. Это событие, которого больше и не будет никогда в истории человечества, и поэтому Иосиф, вероятно, был неспособен эту тайну вместить, если бы она ему была открыта с самого начала, тотчас по Благовещении. А теперь, говорит Иоанн Златоуст, все было перед его глазами, и принять от Бога это свидетельство для него как для праведника было уже легко.

И вот, рождается Первенец, и нарекают имя Ему Иисус – в мир приходит Богочеловек. Это повествование каждого из нас по-особому настраивает к принятию, к встрече праздника Рождества, неслучайно эта Неделя называется Неделей перед Рождеством. Но, с другой стороны, праздник еще не наступил, до него еще целая неделя.

Святая Церковь задает тон этим евангельским чтением, и мы должны спросить себя: а что для нас здесь является важным? С одной стороны, имена, которые перечисляет Евангелие: предков Христа было много, они послужили своею плотию и кровию для того, чтобы Богочеловек пришел в мир. А с другой стороны, мы понимаем, что вписаны в это родство не все абсолютно люди, многие имена опущены. Опущены имена тех, например, царей, которые были нечестивыми и не хотели приносить раскаяние перед Господом за то, что они своими делами ввергали иудейский народ в грех, в тьму идолопоклонства.

Но ведь и перед нами также стоит очень важная задача – быть вписанными в книгу родства Иисусова. Можно условно назвать именно так то, что мы совершаем как свое спасение. Ведь те, кто не впишется в эту книгу родства, те и не спасутся. Поставим вопрос: какие условия нам надо соблюсти для родства с Господом? И ответить на него мы можем, читая Евангелие.

Перед нами стоит важная задача – быть вписанными в книгу родства Иисусова. Ведь те, кто не впишется в эту книгу, те не спасутся.
Из Евангелия мы знаем, что мало только слушать слово Божие, нужно его исполнять.

Вспомним евангельский эпизод, когда однажды к Господу подошла женщина и начала Его прославлять, и люди начали Ему говорить, что блаженны Его родственники: и Мать, и сестры, и братья (см.: Лк. 11, 27). А Господь, посмотрев на людей, спросил: «А кто Моя мать, и сестры, и братья?» (см.: Мф. 12, 48). И ответил на это очень просто: «Тот, кто принимает и исполняет слово Божие, тот Мне и матерь, и брат, и сестра» (см.: Мф. 12, 49-50). Этот ответ Господа важен для каждого из нас, потому что мало слушать слово Божие, нужно его исполнять. И тот, кто исполняет, тот тоже вписывается в родство.

И сейчас, в оставшееся время перед праздником Рождества Христова, конечно, было бы очень хорошо, чтобы мы по-особому углубились в свои взаимоотношения с Господом, чтобы мы по-особому задали себе вопрос: насколько мы готовы исполнять заповеди Божии? Насколько мы внимательны вообще к словам Господним, которые мы слышали, например, сегодня в евангельском повествовании.

Если все это проносится мимо нас лихом, и нам все равно, что мы сегодня слышали, то, наверное, такое понятие, как быть в родстве с Иисусом, то есть быть членом Церкви, которое есть Его тело, нас не очень беспокоит. А это ведь страшно.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, хочется пожелать, чтобы мы с вами пеклись, заботились об этом и прикладывали максимум усилий, чтобы некогда Господь и нас благословил быть вписанными в эту Книгу Жизни. Книгу, которая называется Спасение вечное.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых отец,

 01.01.2017

 

Дата последнего изменения: 10.01.2017