Проповедь иерея Сергия Смагло в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 04.12.2016

vvedenie

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В этот воскресный день Святая Церковь празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Это событие хорошо всем нам известно: родители Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна приводят маленькую девочку, будущую Матерь Иисуса Христа, в Иерусалимский храм, отдавая Ее на служение Богу.

В то время храм в Иерусалиме был единственным местом, где совершалось приношение Богу, и, отдавая ребенка в самом раннем детстве в храм, родители отдавали его на служение Богу, освящали его жизнь, направляя ее на поклонение Творцу.

И, наверное, многие благочестивые родители того времени могли бы так поступить. Что же выделяет историю, которую мы сегодня воспоминаем? Почему именно вхождение во храм Пресвятой Богородицы становится для нас таким радостным событием, воспоминанием?

На протяжении евангельского повествования Пресвятая Богородица появляется на переднем плане всего несколько раз: в самом начале, во время Благовестия Она смиренно произносит: Се, Раба Господня (Лк. 1, 38), когда рождает Христа, когда приходит с Иисусом на брак в Кану Галилейскую, и в самом конце, у Креста.

На протяжении евангельского повествования Богородица появляется на переднем плане
всего несколько раз: во время Благовестия, когда рождает Христа, в Кане Галилейской на
браке
, и в самом конце, у Креста.

Основную часть служения Иисуса Христа Пресвятая Богородица остается за пределами евангельского повествования, упоминается нечасто. Так, Она стоит в стороне с родственниками, когда Иисус учит народ. Когда Христу сообщают, что Мать и братья зовут Его, Он, глядя на окружающих людей, слушающих Его проповедь, говорит: Вот матерь Моя и братья Мои, ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 49-50).

Трудно представить, с какой силой прозвучали эти слова, как они могли возмутить окружающих людей, которые следовали за Христом, которые знали о Его любви и милосердии даже к отверженным. Люди, наверное, ждали, что Он тут же оставит проповедь и подойдет к Своей Матери. Но Он открывает нечто удивительное: тех, кто слушает Его слово, Он называет своими родными, указывая на них и говоря: Вот матерь Моя и братья Мои.

Другой евангельский эпизод, где упоминается Пресвятая Богородица, мы находим в Евангелии от Луки. Одна женщина, слушая слова Иисуса Христа, удивляясь их глубине, мудрости и истине, воскликнула в изумлении: Блаженно чрево, носившее Тебя (Лк. 11, 27). Другими словами, она сказала: «Как должна быть счастлива та Мать, которая носила в себе, родила и вырастила такого человека – Сына Божия, воплощенную Истину». И на это отвечает Христос: Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28).

Господь говорит слово о чем-то удивительно глубоком и возвышенном: тех, кто окружает Его, следует за Ним, слушает и исполняет Его слово, Он называет «блаженными» – Он использует то же слово, что и женщина, говорящая о Его Матери. И эта возможность прикоснуться к тому блаженству, о котором говорит Господь, открылась Его ученикам только благодаря чистоте, любви, готовности служить людям – всему тому, что проявила Пресвятая Богородица с самых ранних лет и на протяжении всей своей жизни.

Когда Христу говорят, что Матерь и братья Его зовут, Он открывает величайшую истину: она заключается в том, что с тех пор, как Пресвятая Богородица проявила свою любовь к Богу, свою преданность, когда Она назвала себя Его рабой, каждый, слушающий слово Божие и исполняющий его, может называться блаженным, то есть подлинно счастливым.

С тех пор, как Богородица
проявила свою преданность и любовь к Богу, назвала себя Его рабой, каждый, слушающий
слово Божие и исполняющий его, может называться блаженным,
то есть подлинно счастливым.

С тех пор, как Пресвятая Богородица, с самого детства вверившаяся воле Божьей, вошла в Святой Его Храм, в Святая Святых, и Сама стала именоваться Пречистым Храмом Бога, стало возможным то, что каждый, следующий за Христом, исполняющий волю Божию, становится тем, на кого Господь указывает, говоря: Вот матерь Моя и братья Мои. Такой человек становится тем, кого апостол Павел называет дети Божии (см.: Рим. 8, 16). Ибо если Христос обращается к верующим в Него со словом «братья», если Он называет их своими родными, то они являются детьми Божьими, потому что Христос – это Сын Божий.

И каждый раз, дорогие братья и сестры, собираясь за богослужением, слушая слово Божие, давайте стараться исполнять его, чтобы оказаться среди тех, кого Христос называет матерь Моя и братья Мои, чтобы оказаться среди детей Божьих, чтобы приблизиться к тому блаженству, о котором говорит Господь.

Сегодня, собравшись за Божественной Литургией, слушая слово Божие, вмещая в себе за Евхаристией Самого Христа, мы благодарим Господа за Его милость и воспеваем Пресвятую Богородицу, Которая стала началом нашего Спасения, как поется в тропаре праздничном: «Днесь благоволения Божия предображение». Мы воспеваем Пречистый Храм Спасов, многоценный чертог, и Деву, священное сокровище Славы Божией, которая вводится сегодня в Храм Господень и которую славят ангелы Божии.

Аминь!

Проповедь иерея Сергия Смагло,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 24-ю по Пятидесятнице,
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,

 04.12.2016

 

Дата последнего изменения: 02.01.2017