Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле. 30.10.2016

pritchaС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! В сегодняшний день мы слышали притчу о сеятеле (см.: Лк. 8, 5-15) – притчу, которую каждый из нас знает, может рассказать своему ближнему, она и очень колоритная, и простая.

В ней Господь уподобляет Слово Божие, которое Он принес для спасения рода человеческого, семени, которое сеятель бросает в землю. Христос говорит о том, что есть разные виды почв: бывает земля при дороге, которая утоптана и людьми, и скотом, и транспортом; бывает земля каменистая; бывает земля, засоренная сорняками – терниями, хотя все же способная прорастить семя. Бывает и добрая земля.

И вот, мы слышим апостолов, которые просят Христа объяснить эту притчу, она им непонятна. Господь, объясняя, говорит, что речь идет о сердце человеческом. И нам, вроде бы, все становится понятно. Мы думаем в себе самих: слава Богу, что в силу того, что я знаю Слово Божие, хожу в храм, постоянно участвую в церковных таинствах, мое сердце – не земля при дороге и не терние, не камни, мое сердце – это добрая почва.

Добрая почва приносит плоды. Посмотрим внимательно на себя: хотя бы в два или три раза бóльший плод принесли мы Господу, начиная
с того момента, как стали Ему работать, как обратились к вере?

Но добрая почва, как мы знаем из притчи, проверяется и определяется очень простыми критериями: она приносит плоды. В Евангелии от Матфея мы читаем, что одно семя дало урожай во сто крат, иное – в шестьдесят крат, иное – в тридцать (см.: Мф. 13, 8). Но задумаемся: что нужно сделать, чтобы принести плод в тридцать крат? Посмотрим внимательно на себя: хотя бы в два или три раза бóльший плод принесли мы Господу, начиная с того момента, как стали Ему работать, как обратились к вере, или нет? Наверное, ответ будет: нет. А еще Господь говорит, что уподобить доброй земле можно тех, кто в терпении хранит плод и взращивает его (см.: Лк. 8, 15). Вот еще один критерий – терпение Слова Божия и взращивание глаголов Господа в сердце и в жизни своей.

И если быть до конца честными перед собою, то ответить на вопрос: какая же земля есть наше сердце? – мы опять же не сможем однозначно. Потому что очень сложно разграничить эти метафорические понятия: утоптанная земля, камни или терние, нелегко между ними провести «водораздел». Скорее всего, мы должны будем признать, что наше сердце – это все виды почв, вместе взятых и перемешанных между собой, кроме, конечно, последней – доброй почвы. Ибо наше сердце и утоптано, и полно камней жестокосердия, в нем и терние – постоянная суета, которая заглушает абсолютно все Божественное, что в нашей жизни пытается как-то прорасти и пробиться.

Добрая земля – это та земля, которая была вспахана.
Может быть, до того, как плуг
был поставлен на нее, она была землей при дороге, там были
камни или терние. Но при вспахивании все это вдруг исчезло.

Но если поставить главный вопрос: в чем отличие доброй земли от первых трех видов почвы, негодных для посева, – то ответ будет очень простым (правда, он не сразу приходит в голову верующему человеку). Так какое же это отличие? Добрая земля – это та земля, которая была… вспахана. Это та земля, на которую принес землепашец плуг и «вскрыл» ее полностью. И, может быть, до того, как плуг был поставлен на нее, она была землей при дороге, а возможно, там камней было полно или были тернии. Но при вспахивании все это вдруг исчезло: земля разрыхлилась, камни вышли наружу, их можно было просто выбросить вон, тернии потеряли свои корни и перестали расти – вот и все!

Не значит ли это, что каждого из нас Господь призывает озаботиться тем, чтобы сердечко-то свое вспахать. А как его вспахать и чем? Как вспахивает Господь наше сердце? Есть понятие крестоношения. Иже хощет по мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по мне грядет (Мк. 8, 34), – говорит Христос. И вот крестоношение есть не что иное, как подготовка сердца к тому, чтобы падающие в него семена Божественного сеяния находили добрую почву, приют, чтобы они раскрывались, укреплялись и начинали расти.

Как вспахивает Господь наше сердце? Крестоношение – это подготовка сердца к тому,
чтобы падающие в него семена Божественного сеяния находили добрую почву, приют, чтобы они раскрывались, укреплялись
и начинали расти.

А как мы живем? Готовим ли мы свое сердце для этого? Напротив, мы постоянно его закрываем, чтобы в наше сердце не был поставлен этот «Божественный плуг», чтобы не произошло это вспахивание, разрыхление, избавление от камней, разрывание корней той суеты, которая порабощает и оплетает нас, как паутина, крепко связывая наши сердца. И поэтому эта притча – одна из самых простых и любимых верующим человеком – в определенном смысле является и основополагающей для нашей жизни во Христе, для нашего спасения.

Неслучайно в Евангелии от Матфея Спаситель рассказывает сразу семь притч подряд. И притча о сеятеле, именно о том, что семя падает в землю, – первая! Сразу после нее Христос говорит притчу о пшенице и плевелах (см.: Мф. 13, 24-3036-43), потом о зерне горчичном (см.: Мф. 13, 31-32), о закваске (см.: Мф. 13, 33-35), о скрытом сокровище (см.: Мф. 13, 44), о жемчужине (см.: Мф. 13, 45-46) и о неводе (см.: Мф. 13, 47-52). Таким образом получается, что начинается наше спасение исключительно с того, что наше сердце должно быть готово, способно принять глагол Божественной жизни.

Диавол, мир, во зле лежащий, похоть плоти нашей постоянно делают все, чтобы птицы прилетели и склевали это семя, чтобы не закрепилось оно в земле. Неслучайно Спаситель говорит о том, что нужно уметь
в терпении хранить этот плод.

Но принять этот глагол непросто, потому что он «улетучится» сразу: диавол, мир, во зле лежащий, похоть плоти нашей постоянно делают все, чтобы птицы прилетели и склевали это семя, чтобы не закрепилось, не утвердилось оно в земле. Неслучайно Спаситель говорит о том, что нужно уметь в терпении хранить этот плод. Давид-псалмопевец говорит для нас неожиданные слова: Мужайся, и да крепится сердце твое и потерпи Господа (Пс. 26, 14). Только тот, кто понимает эти слова не как-то абстрактно, символически, а именно как призыв действительно потерпеть Господа, подготавливает свое сердце и делает его истинно доброй почвой.

Еще раз вспомним о тех критериях, которые помогают проверить, является ли земля доброй: это плодоношение, это принесение с течением времени вкраты того блага, добра, света и любви, которые мы имеем. Если этого нет, не будем обманываться, признаемся честно перед Господом, покаемся, что сердца наши – это и земля при дороге, и камни, и терние. По крайней мере, сделав это и осознав, что мы недобры, мы уже встанем на путь истинного спасения.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице,
30.10.2016

 

Дата последнего изменения: 04.11.2016