Проповедь протоиерея Георгия Климова в Димитриевскую родительскую субботу. 05.10.2016

 

693428Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, многие из нас пришли в храм для того, чтобы помолиться об упокоении наших усопших сродников – тех, кто когда-то находился перед нашими глазами, кто имел общение с нами, кого мы любили, кто нас любил.

Но они уже перешагнули порог Вечности: кто-то – несколько десятилетий, кто-то – несколько дней назад. Но сердце любящего человека может засвидетельствовать: неважно, как давно или недавно это было, потому что ушедшие живут в наших сердцах. И мы часто вспоминаем до мельчайших подробностей их жизни в общении с нами, те подробности, которые доставляли нам радость и счастье. Иными словами, как говорят в народе, все минется, а правда останется.

И вот что удивительно: часто человек не дает покоя, находится все время перед глазами, попросту мучает нас, и мы очень агрессивно и раздраженно на него реагируем. И нам кажется: не любим мы этого человека, он не нужен нам в жизни, пусть он исчезнет. Но как только умирает человек, тотчас приходит раскаяние в сердце, пелена спадает с глаз. И мы начинаем сами перед собой свидетельствовать, как же дорог был нам этот человек.

Бывает, что человек не дает
покоя, попросту мучает нас, и
мы агрессивно и раздраженно
на него реагируем. Но как только
он умирает, тотчас приходит раскаяние, пелена спадает с глаз.
И мы свидетельствуем, как дорог был нам этот человек.

Мы спрашиваем себя: почему мы так поступали с ним в дни его земной жизни? Неужели нам было сложно сказать ему доброе слово? Неужели, по крайней мере, было сложно не смотреть на него с осуждением или надмением? А еще бывает, что внезапно уходит человек, и тут нас осеняет, что каждый наш взгляд и каждое слово могут быть последними для этого человека в нашем с ним общении. И то, каким это будет слово, каким будет этот взгляд, определяет те отношения и чувства, с которыми человек уйдет в Вечность. А если это будет гнев? А если это будет зло? Что тогда?

Но милостью Божьей у нас есть храм, милостью Божьей у нас есть Господь, Который открывается в благодатных таинствах церковных и дает нам возможность через молитву, обращаясь к Нему, испрашивать прощения у этих людей. Более того, не только испрашивать прощения, но и возможность совершать, приносить за них бескровную жертву, приходя в храм, исповедуясь и причащаясь, творя дела милосердия как бы их руками. И Господь принимает наши молитвы и очищает грехи тех, кто порог Вечности уже переступил.

Конечно, нам неизвестна дальнейшая участь наших усопших: одно дело – суды человеческие, а другое дело – суды Божественные. Безусловно, нам хочется верить, что все те, кто находится в наших сердцах и за кого мы молимся, получают от Господа прощение и облегчение, в их душу входит Божественный свет, благодать, любовь. Но кто знает, может быть, это нам только кажется? А какие они, суды Божии? Каждый из нас ходит перед Богом, и кто что заработал у Него, знает только тот, кто работал Господу, и сам Господь.

И в сегодняшний день, молясь об упокоении наших усопших сродников, мы не можем не задуматься и о себе. Что и говорить: в родительские субботы в храмы приходят люди в определенном возрасте, которые прошли уже «точку невозврата». Ту точку, хронологическую координату, после которой человек в день раз-два, а то и больше задумается о своей смерти, вспомнит, что и ему умирать, и его уже не надо в этом убеждать – он знает, что это рано или поздно случится. Но то-то и оно, что только знает, – в этом часто заключается наша проблема. Потому что мало знать, нужно чувствовать. А как сделать так, чтобы восчувствовать своим сердцем, что смерть, может быть, не за горами, а за плечами?

По словам великих подвижников, сердце человеческое устроено так,
что оно может располагаться или
к Небесному и Божественному, или
к земному и суетному. Одновременно расположиться и к Богу, и к земле сердце не может.

Уже в древности великие подвижники благочестия, подвизающиеся в вертепах и в пустынях, оставили христианскому миру одну непреложную аксиому, которая должна быть нами принята на веру: сердце человеческое устроено таким образом, что оно располагается или к Небесному и Божественному, или к земному и суетному. Одновременно сердце расположиться и к Богу, и к земле не может. Можно чередовать эти устремления, как мы часто и делаем: то в жар, то в холод, но одновременно вместить в себя все не можем.

В чем же заключается наша беда? В том, что мы Богу работаем лишь изредка, а миру и суете – постоянно. И вот эта работа миру и суете изгоняет, вытравливает из наших душ и сердец чувство Божественного, веру в то, что своею душою можно полюбить Бога. Нам это представляется невозможным, но вместо того, чтобы признать это, многие просто говорят: Бога нет.

Что же нужно сделать человеку, чтобы почувствовать, что близ Господь, что Он тебя любит, и если ты Его полюбишь, то это будет так хорошо? Святая Церковь привлекает, призывает нас в святые храмы. Она приглашает нас не только молитвенно участвовать в богослужении. Святая Церковь преподает нам великие церковные таинства – это таинство исповеди, покаяния и таинство Причащения Святых Христовых Тайн. И для верующего человека нужно обязательно приступать к этим таинствам, чтобы сдвинуть этот мертвый, лежачий камень бесчувствия, под него вода благодати никогда не потечет.

Наша беда в том, что мы Богу работаем лишь изредка, а миру и суете – постоянно. А работа миру
и суете изгоняет из наших душ
и сердец чувство Божественного,
веру в то, что своею душою можно полюбить Бога.

И вот, когда это дело нами начинает совершаться, тогда и молитва начинает по-другому идти, появляются движения души и сердца, касающиеся не только нашей земной жизни, но и того, что с нами будет дальше, в Вечности. И мысли о том, где наши сродники, за которых мы пришли молиться, тоже начинают нас будоражить, потихоньку будить, а многих даже воодушевлять на более праведную, чистую жизнь.

Возможность молиться об упокоении наших усопших сродников в родительские субботы – это великая милость Божия, которая нужна, вероятно, даже и не столько им, сколько нам. Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вознесем наши горячие сердечные молитвы, молитвы любви о тех, кого мы знали, а может быть, и не знали, но кто является нашими сродниками, чтобы Господь помиловал их и нас.

Аминь!

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Димитриевскую родительскую субботу
05.10.2016

 

Дата последнего изменения: 18.11.2016