Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. Представление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. 09.10.2016

apostol_ljubvi

Дорогие братья и сестры, сегодня великий церковный праздник – память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святая Церковь чтит евангелиста, именуя его Апостолом Любви, наперсником Христовым.

В Евангелии очень много дорогих для сердца всякого православного человека повествований, где раскрывается суть подвига апостола Иоанна. Немногие в Церкви подвижники сподобляются именоваться Богословами. И вот верующий человек иногда задается вопросом: за что святой может получить такое наименование «Богослов»? За что он сподобляется таких великих откровений Божественных, которые Иоанн описал в книге Откровений? Может быть, ответ на этот вопрос заключен в наименовании «Апостол Любви».

Господь открывает тайны Своего бытия, Своего промысла, тайны спасения – все необходимое, что нужно человеку, чтобы наследовать Вечную блаженную жизнь, – тому, кому Он доверяет. И если даже человек доверяет лишь тому, кто его любит, то тем более Господь. Пусть эта любовь проявляется и не совсем так, как Христос ожидает: вспомним один эпизод из жизни Спасителя во время Его общественного служения.

Господь именовал Иакова и Иоанна Зеведеевых (одним из них и является Иоанн Богослов) братьями Воанергес, что значит «сыны громовы». За что Христос дал им такое наименование, сказать сложно. По всей вероятности, за ревность в деле богоугождения, которое было движимо любовью к Богу, постоянным желанием угодить Христу. В Евангелии от Луки мы читаем, что однажды, когда Господь уже шел в Иерусалим на Страсти, Он должен был пройти через самарийское селение. И жители этой деревни не разрешили Христу с апостолами пройти через свое селение, поскольку они знали, что это иудеи. И вот, апостолы Иаков и Иоанн сказали: «Господи, если Ты хочешь, мы сейчас с неба сведем огонь, чтобы он стер с лица земли, уничтожил этих людей». И на это Господь ответил: «Не знаете, какого вы духа» (см.: Лк. 9, 51-56).

Самое главное для православного человека, который часто движется любовью к Богу и к ближнему, уразумевать, какого он духа –
Духа Божьего, Духа Святого, Духа спасительного, Духа милующего.

Самое главное для православного человека, который часто движется любовью к Богу и к ближнему, или, по крайней мере, ему кажется, что он движется любовью к Богу и ближнему, уразумевать, какого он духа – Духа Божьего, Духа Святого, Духа спасительного, Духа милующего. И если об этом забывает человек, он часто готов просто уничтожить своих ближних и находящихся рядом с ним, чтобы они не мешали ему жить или – еще более страшно – чтобы они не мешали ему молиться, поститься, ходить в храм, справлять свое ортодоксальное православие.

Нам почаще надо вспоминать слова, которые Господь сказал апостолу Иоанну: «В первую очередь, ты не знаешь, какого ты духа». Может быть, эти слова заставили ученика по-особому задуматься: какого он духа? Если Христос пришел в мир грешников спасти и ради этого пролил Свою пречистую кровь, если Господь терпит тех, кто окружает нас, хотя мы знаем, как нам кажется, что они стопроцентные грешники, но Он их терпит, то почему бы не потерпеть их и нам?

Пожалуй, все Православие заключается в этом. Как только ты научишься себя сдерживать, как только ты обратишь взоры внутрь себя и начнешь разбираться со своей любовью и к Богу и к ближнему, то, скорее всего, окажется, что это никакая не любовь. И апостол Иоанн очень простые критерии дает для того, чтобы определить, любишь ты человека или нет. По словам апостола, Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20-21).

Как бы себя человек ни извинял
и ни оправдывал, что бы он ни говорил, можно смело утверждать:
если ближний ему неприятен, ненавистен, значит, и Бога
он не любит.

Вот, пожалуй, и ответ на вопрос. Спроси у человека: кто рядом с ним находится? Если ответ будет: «плохой», «негодяй», «неграмотный», «бесстыжий», «грешник, против меня постоянно восстающий», – то, как бы себя такой человек ни извинял и ни оправдывал, что бы он ни говорил, можно смело утверждать: если ближний ему неприятен, ненавистен, значит, и Бога он не любит.

Ведь не случайно Господь в Нагорной Проповеди дает нам простые заповеди, которые тоже являются критериями истинности нашего православия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за ненавидящих вас» (см.: Мф. 5, 44-45). И апостолы Христовы (и в их числе Иоанн Богослов) в своей жизни эту заповедь осуществили. Они, по слову Христову, шли в мир, «как агнцы среди волков» (см.: Мф. 10, 16). Хотя, может быть, они могли бы и ответить, дать сдачи тем людям, которые восставали на них, могли бы по-другому реагировать на то, как их мир ненавидит.

Апостол Павел в сегодняшнем послании говорит удивительные слова о том, чтó претерпевали апостолы Христовы ради Господа, ради того, чтобы Спасение донести до человека: искушения, напасти, горести, беды: их били, хулили, поносили, считали обманщиками и грешниками, смеялись над ними. Но апостол говорит: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). А в другом послании утверждает: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). А если она не излилась, то попробуй, полюби ближнего своего – очень сложно это сделать.

Ради Господа, ради того, чтобы Спасение донести до человека, апостолы претерпевали искушения, горести, беды: их били, хулили, считали обманщиками, смеялись
над ними. Но апостол Павел говорит: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Сегодня Церковь прославляет еще одного святого – святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. В тропаре святителю мы поем, что он является приемником апостольских преданий. Мы видим, как Дух Божий, с одной стороны, многообразно, а с другой стороны, очень схоже раскрывается в своих подвижниках. Потому что и перед святителем Тихоном стояли страшнейшие искушения и проблемы, которые сложно было по-человечески рассудить и решить. Но мы видим, что питаемый учением Духа Божьего, святоотеческих писаний и преданий святитель Тихон поступал мудро, право правил своею Церковью, корабль которой несся по страшным, смертоносным, бушующим волнам. И тогда казалось многим, что этот корабль потонул, пошел на дно. Но в силу того, что мы сейчас здесь стоим и прославляем этого святого и имеем возможность безбедно и беспреткновенно исповедоваться и причащаться, веру свою перед всеми являть, мы свидетельствуем, что корабль этот жив, что он идет ко спасению. И исполняются слова Христовы: «Я создам Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее» (см.: Мф. 16, 18) до тех пор, пока она будет исповедовать непреложную истину. Какую истину? Что Иисус Христос есть Сын Божий; что Он есть воплотившаяся Любовь; что спасение наше заключается именно в стяжании дара любви и раскрытия его в себе по отношению и к ближнему и к Богу. Пока мы стоим на этом камне веры, Церковь будет существовать, а значит, и мы будем иметь возможность спасаться.

Еще раз всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим праздником, когда мы почитаем великих покровителей Православной Церкви – апостола Иоанна Богослова и Святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Помощи Божьей вам по молитвам этих великих святых угодников Божиих, столпов нашей Веры!

Аминь.

 Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю 16-ю по Пятидесятнице.
Представление апостола и евангелиста
Иоанна Богослова, святителя Тихона,
патриарха Московского и всея Руси
,

09.10.2016

Дата последнего изменения: 12.10.2016